0
1206
Газета Политика Интернет-версия

19.03.2010 00:00:00

И это – Год учителя?

Александр Абрамов

Об авторе: Александр Михайлович Абрамов - член-корреспондент Российской академии образования.

Тэги: школа, учитель, образование, новости


школа, учитель, образование, новости С подчеркнуто хамским отношением к мнению учителей и к общественному мнению пора кончать.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Как известно, нынешний год объявлен в России Годом учителя. Однако события первых двух месяцев чрезмерного оптимизма не вселяют. Об этом свидетельствует уже отсутствие реального стимулирования учительского труда. Но и других аргументов немало.

Очевидно, например, что атмосфера уважения к труду учителя и институту школы не создается демонстрацией на телевизионном госканале удивительно пошлого и гротескного сериала «Школа» (снятого на бюджетные деньги?). Столь же очевидно, что с подчеркнуто хамским отношением к мнению учителей и к общественному мнению пора кончать. Надо признать, например, что система ЕГЭ – это ошибка. Поставленная де-факто перед школой цель «Главное – сдать ЕГЭ!» ведет к ликвидации грамотности и к ликвидации учительства как класса.

В День смеха всем нам будет не до смеха. 1 апреля начинается эксперимент в особо крупных размерах (18 регионов!), ориентированный на внедрение предмета «Духовное воспитание», разделяющего пятиклассников (sic!) по их отношению к религии. Сомневаюсь, что ситуацию улучшит предложение министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко привлечь к преподаванию нового предмета учителей математики и физики. Более того, возникает явный «Парадокс Фурсенко»: почему, по мнению министра, духовными пастырями и инженерами человеческих душ должны быть люди с убиенной креативностью? (Ранее Фурсенко заявил: «Высшая математика убивает креативность».)

Недавно Дмитрий Медведев обозначил контуры проекта «Наша новая школа». Боюсь, что советники по образованию в очередной раз подвели президента. Так, например, гора бумаг, относящихся к проекту школьных «Стандартов», есть. А вот видения новой школы, нового содержания и реалистичной программы действий – нет. Между тем хорошие примеры известны: в 1963 году от появления идеи до открытия физматшкол при ведущих университетах прошло всего полгода.

Как прервать инновационно-имитационные процессы и изменить ход Года учителя? Поскольку рыба гниет с головы, начать следует с решительного изменения системы принятия решений. От сложившейся сегодня системы, предельно бюрократизированной, обладающей полной монополией на знание истины и право решать, – к общественно-государственной системе управления.

Первый шаг очевиден: незамедлительная отставка министра Андрея Фурсенко. Министр образования и науки, пользующийся недоверием и даже неуважением, – нонсенс. Тем более на старте модернизации страны.

Персоналиями дело не может ограничиться. Внешне привлекательная идея создания крупного министерства имела крайне негативные последствия: школа оказалась в роли забытой падчерицы. Административная реформа породила «трехглавого дракона». Функции были весьма успешно разделены между тремя главами (Минобрнауки, Рособразование, Федеральное агентство). Но сегодня ситуацию в целом никто не видит и никто ни за что не отвечает.

Решение с точки зрения административной логики – воссоздание Министерства народного просвещения, ответственного в первую очередь за состояние дел в школе. Непременное условие – назначение министром человека высокопрофессионального и искренне болеющего за дело. Господствующий сегодня принцип подбора кадров: «Этот человек мне лично известен» – в сфере образования неуместен.

Реорганизация Минобрнауки требует главным образом политической воли. Сложнее дело обстоит с общественной составляющей. Надо признать, что в современной России эффективных профессиональных сообществ крайне мало (Союз ректоров – одно из немногих исключений). Такие сообщества предстоит создать, предпринимая совместные усилия и снизу, и сверху.

Полезно обратиться к недавнему историческому опыту – опыту конца 80-х годов прошлого века, когда была осознана острая необходимость самых решительных перемен в образовании. Только что назначенный председатель госкомитета по образованию Геннадий Алексеевич Ягодин заявил о необходимости созыва Съезда работников образования, а главное – сделал реальные шаги к организации широкой дискуссии и созданию структур, взявших на себя функции серьезного анализа ситуации и разработки программы действий. Иными словами, был грамотно организован «мозговой штурм», выявивший множество невостребованных ранее людей и идей.

Результативность этой работы была убедительно доказана: в крайне сложные 90-е годы школа не только выжила, но и развивалась.

Модернизация страны и ускоряющаяся деградация национальной системы образования – вещи несовместимые. Пришло время повторить ход Ягодина – инициировать общенациональную дискуссию, а в конце Года учителя провести хорошо подготовленный Съезд учителей. Такой съезд не созывался 22 года – это уже не просто неприличие, а покушение на основы конституционного строя. Все-таки по Конституции Россия – демократическая страна, и, следовательно, Мнение Народное должно иметь регулярные формы выражения.

Важно подчеркнуть, что при подготовке съезда чиновники от образования могут играть лишь вспомогательную роль: их бурная деятельность в последнее десятилетие должна получить объективную оценку. Иначе при всеобщем стремлении к лучшему получится не просто хуже, а много хуже, чем всегда.

Продолжение темы


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
952
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1178
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1077
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1075

Другие новости