Анатолий Сердюков уверен в своей правоте.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Начало марта нынешнего года ознаменовалось новой чередой отставок и перемещений в военном ведомстве. Официально подтверждена информация, о которой наша газета сообщала в первых числах февраля, об увольнении начальника Главного управления воспитательной работы (ГУВР) Минобороны генерал-лейтенанта Анатолия Башлакова. С должности заместителя начальника Генштаба – председателя военно-научного комитета на должность первого заместителя начальника Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) назначен доктор военных наук генерал-полковник Анатолий Наговицын. В отпуск отправлен первый заместитель министра обороны генерал-полковник Александр Колмаков...
На эти события можно было бы не обращать особого внимания (жизнь есть жизнь), если бы не некоторые обстоятельства. Генерал-лейтенант Башлаков, как утверждают официальные органы, уволен по состоянию здоровья. Но начальник ГУВРа на здоровье никогда не жаловался. До пенсии (а по его званию это 55 лет) генералу как минимум еще два года. И объяснение кажется не очень убедительным. Еще сложнее обосновать и выдвижение Наговицына. С одной стороны, пост первого зама начальника Объединенного штаба ОДКБ – должность вполне престижная. Международного уровня и значения. Но военные понимают, в армейской субординации – это серьезное понижение. Видимо, реформируемой армии доктор наук в Генштабе ни к чему – не складывается. Отпуск генерала Колмакова в разгар подготовки к юбилейному Параду Победы, за которую всегда отвечал первый заместитель министра, тоже невозможно объяснить с позиции здравого смысла. Как утверждают наши источники в военном ведомстве, его, этого смысла, здесь нет – стоит вопрос об отставке Колмакова. Отсюда и несвоевременный отпуск. Хотя генералу, который может по закону служить до 60 лет, 55 исполнится только летом.
Фоном всех этих отставок служат цифры, которые уже прозвучали в СМИ. За три года работы Анатолия Сердюкова министром обороны в военном ведомстве 44 раза отправляли в отставку высших должностных лиц с 34 высших должностных постов. Самым урожайным был 2007 год, первый год работы министра Сердюкова. В отставку были отправлены 16 генералов и адмиралов. В 2008-м уволены 11 высокопоставленных военных, один – начальник Главного квартирно-эксплуатационного управления генерал-полковник Виктор Власов – застрелился в своем кабинете. Назначенный на его место генерал-полковник Владимир Филиппов не удержался на этой должности и полутора лет. Его сменил гражданский специалист, знакомый Сердюкову по городу на Неве, – Григорий Нагинский.
Но в минувшем году кроме Филиппова были уволены еще четверо генералов. По сведениям «НГ», генеральский и адмиральский корпус в Вооруженных силах страны за последние три года был сокращен на 500 с лишним человек. И хотя в печати называлась цифра 1100 генералов и адмиралов, которые служили в армии и на флоте в феврале 2007 года, реально их было 850. Сейчас осталось 340.
Конечно, объясняется это тем, что кто-то выслужил положенные ему по закону сроки, хотя, к примеру, «рупор» нынешних преобразований – начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров уже давно перешагнул 60-летний рубеж. Что кто-то уволился по состоянию здоровья, кто-то из-за нежелания менять место службы (Анатолий Сердюков ввел лимит на время нахождения в одной должности – не больше трех лет, потом ротация. С ней, особенно в Москве, не все согласны. Кому хочется уезжать из столицы без гарантии вернуться назад, – В.Л.). Кого-то уволили за несоблюдение условий контракта (здесь очень весомым поводом стало несоблюдение спортивных требований. Не уложился в норматив на стометровке – пиши рапорт на увольнение. Как будто главное для генерала, командира дивизии или заместителя командующего округом - не мудрая голова и большой житейский и военный опыт, а отсутствие пивного живота, что, конечно, приветствуется, и спортивная выправка, хотя и она не помешает).
Но главное – прошли сокращения в военных округах и на флотах. В зависимости от величины округа его штаб, насчитывавший 500–700 офицеров, сокращен до 300. Начальники управлений и основных отделов там были генералами. И многие должностные категории понизили до полковничьих и подполковничьих. Ликвидированы дивизии, на их базе созданы тяжелые, средние и легкие бригады. Командир бригады – полковник, а дивизией руководили генералы. Опять очередная ликвидация лампас┘
Никто не говорит, что сокращать и перемещать генералов в ходе военной реформы не нужно и вредно. Но вопрос в том, что увольняют и сокращают часто самых опытных и умелых, им на смену приходят не всегда самые лучшие, но зато самые молчаливые, покладистые и удобные. Лично преданные очередному начальнику. В армии это не всегда признак высокого профессионализма. Скорее, наоборот. И когда на расширенном заседании коллегии в Минобороны звучат слова, что 60% новых бригад – небоеготовы, то начинаешь понимать: всё, приехали. Не дай бог, завтра где-то начнут стрелять по-серьезному.