0
6489
Газета Политика Интернет-версия

16.02.2010 00:00:00

Четырехпартийная система для регионов

Тэги: выборы, закон, оппозиция, ер, кпрф, лдпр, ср


выборы, закон, оппозиция, ер, кпрф, лдпр, ср Дмитрий Медведев призывает партийных лидеров посодействовать расширению политического представительства на местах.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

По итогам мартовских выборов региональные парламенты будут сформированы преимущественно из четырех партий. Как выяснила «НГ», из Кремля на места поступили установки о недопустимости повторения ситуации, сложившейся в октябре на московских выборах, когда в Думу прошли всего две партии. Между тем опросы социологов показывают, что планку в 7% сейчас преодолевают лишь «Единая Россия» и КПРФ.

В Кремле решили подстраховаться на случай, если оппозиция вновь надумает утроить демарш по итогам мартовских выборов. Губернаторам был дан сигнал: в региональные заксобрания должны пройти четыре парламентские партии. Повторение результатов московских выборов, когда в Мосгордуму прошли всего две партии – «Единая Россия» и КПРФ, может дорого обойтись региональным начальникам.

Источник «НГ», близкий к Кремлю, рассказал, что к тем губернаторам, которые проигнорируют сигнал из Центра, применят санкции. Вплоть до того, что может быть поставлен вопрос о соответствии их занимаемой должности.

Напомним, в преддверии прошлогодних октябрьских выборов президент Дмитрий Медведев призвал власти на местах минимизировать использование административного ресурса во время избирательной кампании. Однако сигнал сверху региональные начальники истолковали, что называется, каждый по-своему. Итоги выборов вызвали весьма бурную реакцию со стороны парламентской оппозиции. ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия» потребовали экстренной встречи с президентом и проведения Госсовета на тему развития политической системы в России.

В своем вступительном слове на заседании Госсовета глава государства призвал губернаторов охотнее идти на контакт с политическими партиями. Он, в частности, заметил, что «главным критерием оценки работы регионального руководителя остается и всегда будет оставаться уровень доверия жителей региона». Причем измеряется он, на взгляд президента, в том числе и тем, выстраивает губернатор диалог с оппозицией или нет. «Хотел бы, чтобы руководители субъектов Федерации постоянно сверяли свою деятельность с общественным мнением, не замыкались в кабинетах. Здесь необходим контакт со всеми политическими партиями, со средствами массовой информации, с общественными организациями, с неправительственными организациями. Все эти контакты весьма полезны и просто необходимы», – дал рекомендацию региональным начальникам президент.

Если установки федерального Центра действительно будут услышаны, похоже, сбудется мечта лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который на том же заседании Госсовета предложил поделить проценты партии большинства с оппозицией. «Давайте какой-то вариант найдем. Хватит одной партии 55%, оставьте 45% оппозиции. Давайте примем закон, что ни одна партия не может получить больше 40%. Мы же нижний предел определили, что, если партия не получила 7%, она остается на улице, а ее голоса уходят другим партиям. Так давайте то же самое сделаем. Даже если и кто-то получит больше 40%, вот то, что больше 40, уйдет другим партиям», – объяснил суть инициативы Жириновский.

Мартовские выборы в региональные заксобрания пройдут в восьми регионах: в Воронежской, Рязанской, Калужской, Курганской, Свердловской областях, Республике Алтай, Хабаровском крае и Ямало-Ненецком округе. Во всех этих регионах действует 7-процентный заградительный барьер. Хотя в Воронежской и Рязанской областях введены нормы, позволяющие партиям, набравшим от 5 до 7%, получить по одному-два мандата.

Судя по всему, схема, предложенная лидером ЛДПР, является оптимальной для того, чтобы в региональные парламенты попали хотя бы четыре партии. Все дело в том, что согласно последним замерам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенным 6 февраля, планку в 7% преодолевают пока лишь две партии – «Единая Россия», она набирает 51%, и КПРФ, у нее 7%. ЛДПР держится на уровне 5%, а «Справедливая Россия» пока не поднимается выше 3%. Интересно, что критические высказывания лидера эсэров Сергея Миронова в адрес председателя правительства Владимира Путина в эфире Первого канала не добавили популярности «Справедливой России». Напротив, в 20-х числах января эсэры набирали 4%, а по итогам скандала потеряли 1%.

Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин подтверждает, что ЛДПР и «Справедливая Россия» балансируют на грани прохождения заградительного барьера. Он также отмечает, что губернаторам будет не так-то просто выполнить установку из Центра о четырехпартийности региональных парламентов: «Губернаторам сложно. Поддерживать все партии они не могут. Административный ресурс не может расщепляться. Чиновники могут помогать кому-то одному, а не всем сразу. Это правило уже въелось в их сознание, превратилось в инстинкт – помогать только одной партии». По словам эксперта, единственный выход – не мешать оппозиции, тогда в марте в регионах появятся трех- и четырехпартийные парламенты: «Хотя это, казалось бы, простая рекомендация, но в то же время и самая сложная». Макаркин считает, что оппозиционным партиям нужно не мешать не только в выборный, но и межвыборный период, чтобы избиратели могли сформировать свое мнение о них. Причем, на взгляд эксперта, это ничуть не повредит «Единой России»: «Партия власти все равно будет доминирующей, она никуда не денется, она будет продолжать оставаться силой консолидации элит».

Еще одна проблема – межличностные конфликты в региональных элитах. «В регионах под флагом системных партий, конкурирующих с «Единой Россией», часто выступают те или иные представители элитарных групп, которые находятся в конфликте с главой региона. Неудивительно, что в этом случае у регионального начальника возникает желание не пустить эту элитарную группу в региональный парламент, не важно, кого она представляет – «Справедливую России» или «Патриотов России», – отмечает политолог. Макаркин уверен, что справиться с проблемой можно только политическим решением Центра: «Равно как было принято решение сократить конкуренцию, необходим политический сигнал, что такого рода вещи должны наказываться. Должны быть примеры, демонстрирующие, что федеральная власть негативно относится к случаям, когда чиновники играют на стороне одной лишь партии».

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов указывает на то, что оппозиционные партии в регионах в большинстве случаев не способны довести свою популярность до 7%. Политолог сомневается, что региональные власти будут вбрасывать голоса за другие партии. Единственный выход, на его взгляд, в том, чтобы не противодействовать избирательным кампаниям парламентских партий и не препятствовать доступу к СМИ – этого достаточно: «Но тут вопрос в том, насколько на это способен бюрократический аппарат».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
951
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1177
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1076
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1074

Другие новости