0
6408
Газета Политика Интернет-версия

16.02.2010 00:00:00

Четырехпартийная система для регионов

Тэги: выборы, закон, оппозиция, ер, кпрф, лдпр, ср


выборы, закон, оппозиция, ер, кпрф, лдпр, ср Дмитрий Медведев призывает партийных лидеров посодействовать расширению политического представительства на местах.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

По итогам мартовских выборов региональные парламенты будут сформированы преимущественно из четырех партий. Как выяснила «НГ», из Кремля на места поступили установки о недопустимости повторения ситуации, сложившейся в октябре на московских выборах, когда в Думу прошли всего две партии. Между тем опросы социологов показывают, что планку в 7% сейчас преодолевают лишь «Единая Россия» и КПРФ.

В Кремле решили подстраховаться на случай, если оппозиция вновь надумает утроить демарш по итогам мартовских выборов. Губернаторам был дан сигнал: в региональные заксобрания должны пройти четыре парламентские партии. Повторение результатов московских выборов, когда в Мосгордуму прошли всего две партии – «Единая Россия» и КПРФ, может дорого обойтись региональным начальникам.

Источник «НГ», близкий к Кремлю, рассказал, что к тем губернаторам, которые проигнорируют сигнал из Центра, применят санкции. Вплоть до того, что может быть поставлен вопрос о соответствии их занимаемой должности.

Напомним, в преддверии прошлогодних октябрьских выборов президент Дмитрий Медведев призвал власти на местах минимизировать использование административного ресурса во время избирательной кампании. Однако сигнал сверху региональные начальники истолковали, что называется, каждый по-своему. Итоги выборов вызвали весьма бурную реакцию со стороны парламентской оппозиции. ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия» потребовали экстренной встречи с президентом и проведения Госсовета на тему развития политической системы в России.

В своем вступительном слове на заседании Госсовета глава государства призвал губернаторов охотнее идти на контакт с политическими партиями. Он, в частности, заметил, что «главным критерием оценки работы регионального руководителя остается и всегда будет оставаться уровень доверия жителей региона». Причем измеряется он, на взгляд президента, в том числе и тем, выстраивает губернатор диалог с оппозицией или нет. «Хотел бы, чтобы руководители субъектов Федерации постоянно сверяли свою деятельность с общественным мнением, не замыкались в кабинетах. Здесь необходим контакт со всеми политическими партиями, со средствами массовой информации, с общественными организациями, с неправительственными организациями. Все эти контакты весьма полезны и просто необходимы», – дал рекомендацию региональным начальникам президент.

Если установки федерального Центра действительно будут услышаны, похоже, сбудется мечта лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который на том же заседании Госсовета предложил поделить проценты партии большинства с оппозицией. «Давайте какой-то вариант найдем. Хватит одной партии 55%, оставьте 45% оппозиции. Давайте примем закон, что ни одна партия не может получить больше 40%. Мы же нижний предел определили, что, если партия не получила 7%, она остается на улице, а ее голоса уходят другим партиям. Так давайте то же самое сделаем. Даже если и кто-то получит больше 40%, вот то, что больше 40, уйдет другим партиям», – объяснил суть инициативы Жириновский.

Мартовские выборы в региональные заксобрания пройдут в восьми регионах: в Воронежской, Рязанской, Калужской, Курганской, Свердловской областях, Республике Алтай, Хабаровском крае и Ямало-Ненецком округе. Во всех этих регионах действует 7-процентный заградительный барьер. Хотя в Воронежской и Рязанской областях введены нормы, позволяющие партиям, набравшим от 5 до 7%, получить по одному-два мандата.

Судя по всему, схема, предложенная лидером ЛДПР, является оптимальной для того, чтобы в региональные парламенты попали хотя бы четыре партии. Все дело в том, что согласно последним замерам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенным 6 февраля, планку в 7% преодолевают пока лишь две партии – «Единая Россия», она набирает 51%, и КПРФ, у нее 7%. ЛДПР держится на уровне 5%, а «Справедливая Россия» пока не поднимается выше 3%. Интересно, что критические высказывания лидера эсэров Сергея Миронова в адрес председателя правительства Владимира Путина в эфире Первого канала не добавили популярности «Справедливой России». Напротив, в 20-х числах января эсэры набирали 4%, а по итогам скандала потеряли 1%.

Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин подтверждает, что ЛДПР и «Справедливая Россия» балансируют на грани прохождения заградительного барьера. Он также отмечает, что губернаторам будет не так-то просто выполнить установку из Центра о четырехпартийности региональных парламентов: «Губернаторам сложно. Поддерживать все партии они не могут. Административный ресурс не может расщепляться. Чиновники могут помогать кому-то одному, а не всем сразу. Это правило уже въелось в их сознание, превратилось в инстинкт – помогать только одной партии». По словам эксперта, единственный выход – не мешать оппозиции, тогда в марте в регионах появятся трех- и четырехпартийные парламенты: «Хотя это, казалось бы, простая рекомендация, но в то же время и самая сложная». Макаркин считает, что оппозиционным партиям нужно не мешать не только в выборный, но и межвыборный период, чтобы избиратели могли сформировать свое мнение о них. Причем, на взгляд эксперта, это ничуть не повредит «Единой России»: «Партия власти все равно будет доминирующей, она никуда не денется, она будет продолжать оставаться силой консолидации элит».

Еще одна проблема – межличностные конфликты в региональных элитах. «В регионах под флагом системных партий, конкурирующих с «Единой Россией», часто выступают те или иные представители элитарных групп, которые находятся в конфликте с главой региона. Неудивительно, что в этом случае у регионального начальника возникает желание не пустить эту элитарную группу в региональный парламент, не важно, кого она представляет – «Справедливую России» или «Патриотов России», – отмечает политолог. Макаркин уверен, что справиться с проблемой можно только политическим решением Центра: «Равно как было принято решение сократить конкуренцию, необходим политический сигнал, что такого рода вещи должны наказываться. Должны быть примеры, демонстрирующие, что федеральная власть негативно относится к случаям, когда чиновники играют на стороне одной лишь партии».

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов указывает на то, что оппозиционные партии в регионах в большинстве случаев не способны довести свою популярность до 7%. Политолог сомневается, что региональные власти будут вбрасывать голоса за другие партии. Единственный выход, на его взгляд, в том, чтобы не противодействовать избирательным кампаниям парламентских партий и не препятствовать доступу к СМИ – этого достаточно: «Но тут вопрос в том, насколько на это способен бюрократический аппарат».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

0
960
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
969
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
672
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
816

Другие новости