Критика Павла Крашенинникова не помешала единороссам дружно проголосовать за проект.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Госдума одобрила в первом чтении правительственный закон о совершенствовании правового положения бюджетных учреждений. Как указывала «НГ», документ направлен на радикальное преобразование системы отношений между государством и гражданами. Поликлиники и больницы, школы и вузы, музеи и библиотеки и так далее и тому подобное – все это в течение 2010 года должно перейти на максимально самостоятельное финансирование. Думская оппозиция выступила резко против проекта. ЕР его поддержала – и это при том, что совокупные замечания 12 комитетов ГД фактически не оставляют от закона камня на камне.
За предложенный правительством законопроект о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений на заседании Госдумы в пятницу проголосовала лишь фракция «Единая Россия». Остальные парламентские партии в поддержке ему отказали, попытавшись при этом как можно сильнее разгромить законодательную инициативу кабинета Владимира Путина. Например, коммунисты даже провели экстренный брифинг с участием первого зампреда ЦК КПРФ Ивана Мельникова и главного социальщика коммунистов депутата Олега Смолина. Мельников вообще отказал законопроекту в каком-либо экономическом смысле, назвав его «радикальным политическим шагом» – причем с огромным протестным потенциалом. А Смолин обвинил власть «в провоцировании волнений». Оба коммуниста, естественно, вспомнили знаменитый 122-й закон о монетизации льгот, но предрекли, что нынешний будет еще серьезнее.
Олег Смолин выступил и на заседании Госдумы. Он напомнил коллегам из думского большинства, что в России экстремизмом считаются не только сами действия, но и побуждения к ним. Это он заявил потому, что, по его мнению, без массового социального протеста осуществление данного закона на практике не обойдется. Так что тот, кто за него голосует, тот и экстремист, сделал вывод депутат из КПРФ. Напомним, что, как уже писала «НГ» (номер от 12.01.10), правительство предлагает в приказном порядке в течение 2010 года преобразовать все бюджетные учреждения страны – от федерального до муниципального уровней – в некие новые бюджетные учреждения. С расширенными полномочиями, как объявила в пятницу замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Государство оставляет за собой право финансировать их деятельность лишь в рамках так называемого госзадания. Так что большинству нынешних бюджетных учреждений, а это образовательная, медицинская, научная, культурная, досуговая и прочие сферы, предлагается перейти на самофинансирование. При этом государство отказывается от ответственности – в том числе финансовой – за результаты их деятельности.
Коммунисты сразу же объявили, что речь идет одновременно и о частичной приватизации, и о массовом прореживании бюджетных учреждений. При этом они указали и на то, что попутно в законе наносится удар и по частным организациям в системе образования. Представитель ЛДПР Ирина Горькова попыталась объяснить, к чему приведет реализация правительственного предложения. А СР выставила своего самого серьезного бойца – первого заместителя лидера фракции СР Оксану Дмитриеву. Она обвинила исполнительную власть в том, что ее законопроект противоречит Гражданскому и Бюджетному кодексам. Татьяна Нестеренко, конечно, такие наветы полностью отрицала. Но не слишком убедительно – ведь ни один из 12 комитетов Госдумы, представивших заключения, не смог обойтись хотя бы без пары замечаний. А если их суммировать, то получается, что в документе нет ни одного бесспорного пункта. Однако самым ударным, без сомнения, является заключение комитета ГД по законодательству. Именно на него Дмитриева единороссам и правительству и указала. Отметив, что больше того, что там написано по сути закона, даже она в общем-то сказать не может. И действительно, председатель комитета по законодательству Павел Крашенинников даже не счел необходимым написать в конце своего заключения какую-нибудь вежливую фразу вроде: «С учетом выполнения всех замечаний комитет считает возможным» и так далее. Так, кстати, поступили все остальные комитеты палаты. Даже если их критика была направлена на наиболее концептуальные тезисы закона. Но комитет Крашенинникова его просто-таки разгромил. Чего стоит хотя бы такая фраза: «По существу, закрепление в законе предлагаемого типа бюджетного учреждения размывает саму конструкцию учреждения, поскольку по объему предоставляемой ему правоспособности оно представляет собой фактически разновидность коммерческой организации». Достаточно жестко по закону высказались и комитет ГД по собственности, и комитет по земельным отношениям, и, естественно, комитеты по здравоохранению и по образованию. Напомним, что все их возглавляют единороссы.
Между тем нынешняя инициатива напоминает 122-й закон не только радикальностью, но и скоростью прохождения через Думу. Второе чтение уже назначено на 19 марта. При этом Минфин не скрывает - для реализации закона нужно поменять не менее 80 подзаконных актов, а написать новых – не меньше 14. Поэтому Нестеренко не исключает, что переходный период, назначенный до 1 января 2011 года, возможно, придется продлевать. А зачем же тогда устраивать гонку сейчас? Источник «НГ» в аппарате ГД объяснил это просто. Закон должен вступить в силу примерно в мае, когда Минфин будет готовить бюджет 2011 года. В нем за счет преобразований бюджетных учреждений фактически в коммерческие может получиться большая экономия. А ведь в следующем году пройдут очередные выборы в Думу, от успеха на которых ЕР будет зависеть потенциал ее лидера в президентской кампании. Правительство демонстрирует желание максимально сконцентрировать в бюджете на ближайшие пару лет все возможные финансовые ресурсы.