Владимир Жириновский не верит в случайные совпадения, когда речь идет о злоупотреблениях на выборах.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера в Новосибирске КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» заключили соглашение, позволяющее им объединить усилия в борьбе с «Единой Россией». Они объясняют это неверием в намерение партии власти отказаться от административного ресурса. Предвыборная кампания доказывает, что эти опасения не напрасны. Между тем ЕР заранее готовится к тому, чтобы дезавуировать все обвинения. Экспертов «НГ» обнадеживает публичный характер политической борьбы.
Оппозиционная коалиция в Новосибирске, где 14 марта пройдут выборы в горсовет, вчера оформилась окончательно. Под документом поставили свои подписи первый секретарь обкома КПРФ Анатолий Локоть, глава отделения «Справедливой России» Александр Савельев и замкоординатора регионального филиала ЛДПР Андрей Панферов.
Напомним, что о заключении коалиционного пакта партийцы заявили в понедельник на пресс-конференции, прямо сказав, что он направлен против «Единой России».
Предвыборная разведка и контрразведка
В соглашении зафиксировано намерение трех партий согласовать кандидатов в одномандатных округах и не допускать взаимных нападений. Однако там есть и другие интересные пункты. Например, об объединении партийного контроля за ходом избирательной кампании и самим голосованием. Партии готовы соединить свои ресурсы для того, чтобы противодействовать пресловутому административному ресурсу, а также выявлять всяческие безобразия, творимые ЕР: вроде лотерей, раздачи дисконтных карт и прочих маркетинговых штучек. Кроме того, КПРФ, ЛДПР и СР объявили о том, что данное соглашение открыто для всех желающих. Между собой они будут делиться информацией и юридической поддержкой.
Коммунисты считают такое соглашение своим огромным достижением, что сразу стало понятно из комментариев «НГ» первого секретаря новосибирского обкома КПРФ Анатолия Локтя. Он очень осторожно говорил о предыстории документа, дав понять, что на пути к его заключению, конечно, были определенные сложности, вызванные внутри- и межпартийными разногласиями. Что же касается самих выборов в горсовет, а его в Новосибирске имеет право выбрать около миллиона избирателей, то тут Локоть говорил уже вполне определенно. По его словам, главы городских районов ведут прямую агитацию за ЕР.
Например, один из чиновников на совещании, которое собиралось вовсе не с агитационной целью, стал сравнивать кандидатов и депутатов от КПРФ с претендентами от ЕР. Заявив, что первые для города ничего не сделали и не сделают, а вторые многого достигли и надо дать им возможность работать дальше. Локоть сообщил, что жалоба в горизбирком результатов не принесла, так что теперь бумага пошла в прокуратуру. Впрочем, самого Локтя ситуация не удивляет: «Все главы районов состоят в партии власти, так что – они дураки, что ли, чтобы поддерживать каких-то других кандидатов. А руководителей, состоящих в других партиях, я в своей области что-то не видел».
Первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников заявил «НГ», что «вместо того, чтобы внять заявлениям президента Дмитрия Медведева, что обществом нельзя командовать, а низкая явка – проблема политическая, они утроили административный ресурс». Мельников предупредил, что такими действиями единороссы только «разбудят дремлющий вулкан общественного недовольства». В качестве вопиющего примера злоупотреблений он назвал выборы мэра Орла: «Словно ставят эксперимент – выдвинули абсолютно непроходную кандидатуру, чтобы доказать городу, что могут решить все чистыми технологиями».
Мельников уверен, что «кончится все это печально, это не перегиб палки, она уже начинает ломаться». А депутат из ЛДПР Сергей Иванов сообщил «НГ», что, по его наблюдениям, единороссы применяют против оппозиции «метод Карлсона». «Помните, как он спрашивал домоправительницу: «А вы перестали по утрам пить коньяк?» И та понимала, что любой ответ ей на пользу не пойдет». И в ходе нынешней избирательной кампании, заявил Иванов, «компромат не ищется, а пишется». То есть сначала против кандидата от какой-либо партии распространяется любая компрометирующая информация, а спустя некоторое время – опровергается. «Однако в головах избирателей по отношению к этому человеку зарубка остается», – отметил Иванов. И он тоже считает, что никакой Госсовет на действия ЕР не повлиял: партия власти по-прежнему применяет свои обычные избирательные технологии.
Между тем, как известно, кое-что новое в арсенале единороссов появилось. Например, специальная рабочая группа в партии, призванная собирать информацию о деятельности оппозиции и ее попытках заранее готовить различные выборные скандалы. Например, следопыты ЕР выявили среди оппозиционных кандидатов тех, кто имел или имеет нелады с правосудием, и представили их прессе. Разоблачили они и некоторые якобы происшествия с оппозиционными кандидатами и офисами, которые на самом деле оказались фальшивкой: к примеру, разгром штаб-квартиры КПРФ в одном из поселений Калужской области. Тщательному анализу подвергнуты и представляемые в комиссии от трех партий документы – и выявлена тенденция, что они составляются из рук вон плохо. И есть подозрение, что некоторые из них – намеренно. В общем, межпартийная разведка и контрразведка – это и есть главное ноу-хау нынешней кампании. Правда, Мельников заявил «НГ», что «сейчас, когда мы жестко жмем на них по проблеме честных выборов, они решили, что лучшая защита – нападение, но нападают с какой-то ерундой».
Альянсы на местах
Между тем далеко не везде оппозиция готова следовать примеру новосибирцев. Нередки случаи, когда партии подсиживают друг друга – на радость «Единой России». К примеру, в Татарстане, в городе Чистополе, кандидату от партии власти противостоят два человека с одинаковыми именами – два Юрия Петрова, один коммунист, другой либерал-демократ. В пресс-службе регионального отделения ЛДПР корреспондента «НГ» заверили, что это простое совпадение, однако источник в штабе коммунистов (просивший не раскрывать имени) пояснил, что имеет место сговор с целью провалить кандидата от коммунистической оппозиции. Мол, у кандидата от ЛДПР Юрия Петрова все равно шансов нет, а так он своим именем может запутать сторонников кандидата-коммуниста Юрия Петрова.
Оппозиция терпит потери уже на старте избирательной кампании – и винит в этом ЕР. Избиркомы Красноярского края отказали в регистрации ЛДПР – в Богучанском районе, КПРФ – в Березовском и партии «Яблоко» – в Железногорске. Дело дошло до жалоб заморским гостям. Первый секретарь крайкома КПРФ Петр Медведев встретился с сотрудником посольства США в России, заместителем министра-советника по политическим вопросам Дэвидом Костеланчиком, который совершал рабочую поездку по Сибири. Медведев сообщил собеседнику, что «Единая Россия» всеми силами стремится обеспечить себе большинство мандатов и по надуманным причинам кандидатам от КПРФ отказывают в регистрации. В одном из районов от коммуниста, включенного в избирательный список, потребовали снять кандидатуру: «Иначе уволим!» В другом районе местному отделению КПРФ предложили предоставить списки коммунистов».
Нижегородский лидер КПРФ Владислав Егоров рассказал «НГ»: «Рычаг административного давления «Единой России» задействован на полную мощность. Еще на стадии подготовки к выборам была произведена тотальная зачистка списков кандидатов. Во многих случаях избавлялись от самовыдвиженцев, их почти не осталось». Он привел в пример председателя одного из местных сельских хозяйств, решившего баллотироваться от КПРФ. Однако ему тут же позвонили из областного центра и сообщили, что кредиты его хозяйство теперь вряд ли получит, да и его предприятие может быть вскоре объявлено банкротом. Он был вынужден отозвать свою кандидатуру.
Не верит в отказ от использования административного ресурса партией власти и челябинская оппозиция. Об этом «НГ» заявил координатор южноуральского отделения ЛДПР Олег Голиков: «У нас в регионе около 4 тысяч выборных вакансий на предстоящих выборах, и, чтобы набрать кандидатов, этот ресурс и был использован. Поэтому на выборы пошли врачи, учителя и многие другие. Нам с мест докладывают, что люди элементарно находились под угрозой увольнения. Все это, по словам Голикова, делалось ЕР с целью выдвинуть своих кандидатов на все без исключения выборные должности, причем «для подстраховки» на каждую вакансию партии власти нужно было зарегистрировать не по одному кандидату.
Союз партий, противостоящих ЕР, иногда создается и окольным путем. К примеру, свердловские оппозиционеры – ЛДПР, КПРФ, «Яблоко», «Правое дело» и «Справедливая Россия» – подписали соглашение «За честные выборы». В Ростовской области в региональном штабе ЛДПР «НГ» заявили, что ни о каком объединении с другими партиями не идет речи. «ЛДПР – самостоятельная партия», – сказал дежуривший в штабе Сергей Никитин.
В Нижегородской области «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР отказались подписывать соглашение «За честные выборы», предложенное «Единой Россией». Подобное подписание региональные отделения трех парламентских партий проигнорировали впервые. В марте в 20 районах Волгоградской области пройдут выборы депутатов поселковых и сельских советов. По словам лидера фракции СР в областной Думе Олега Пахолкова, «вряд ли стоит верить обещаниям единороссов не использовать в электоральных кампаниях административный ресурс». «Да, сегодня есть прекрасное желание президента Медведева, запрещающего ЕР использовать админресурс. Но я точно знаю, что уже на уровне второго звена аппаратов ЕР партфункционеры говорят своим подчиненным: ребята, не слушайте разные глупости».
Ожесточенность нынешнего противостояния замечают и политологи. Глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский сказал «НГ»: «Местные выборы, которые проходили раньше почти незамеченными, уже с прошлого года стали заметным политическим процессом, к которому партии готовятся, в рамках которого сражаются, ведут жесткую пропагандистскую войну. Я думаю, что это нормально. Такая ситуация означает в какой-то степени возвращение политики в публичное поле. Лишь бы методы жесткой политической борьбы не были силовыми. В этом смысле пусть ругаются, лишь бы не выламывали руки».
При подготовке материала использованы сообщения соб. корреспондентов «НГ» Андрея Серенко (Волгоград), Светланы Гамзаевой (Нижний Новгород), Марии Бондаренко (Ростов-на-Дону), Михаила Вьюгина (Екатеринбург), Александра Чернявского (Красноярск), Яна Гордеева (Казань).