Медикаменты скоро могут еще больше подорожать.
Фото Елены Рыковой (НГ-фото)
Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова вторую половину вчерашнего дня провела в Госдуме. Дело в том, что сейчас на депутатских столах лежит правительственный законопроект «Об обращении лекарственных средств», вызвавший среди депутатов и специалистов бурную дискуссию. Голикова лично курирует документ даже на первичных этапах его думского продвижения. И у нее есть успехи – первое чтение решено провести 29 января, а оппозиция, похоже, не станет критиковать закон слишком жестко.
Проект закона «Об обращении лекарственных средств» правительство внесло в Госдуму в конце декабря. Имидж у этого документа, готовившегося более года, к тому времени был подпорчен. Его называют и лоббистским, и коррупционным, и противоречащим ряду действующих законов.
По некоторым данным, против него выступали и продолжают настаивать на своем мнении Минэкономики и Федеральная антимонопольная служба.
Между тем глава Минздравсоцразвия Татьяна Голикова успешно отбила все атаки на внутриправительственном уровне. На прошлой неделе она участвовала в совещании, устроенном единороссами, и встретилась с фракцией «Справедливой России». В понедельник Голикова преодолела президиум фракции «Единая Россия», а вчера прошла через заседания фракций КПРФ и ЛДПР, а также профильного комитета по охране здоровья.
И получилось, что везде ей сопутствовал успех. От думского большинства она добилась назначения первого чтения на 29 января. Хотя еще на прошлой неделе никто в Госдуме не сомневался, что раньше середины февраля его организовать не удастся. Понедельничный президиум фракции ЕР стал местом живого обсуждения законопроекта, но итог его оказался в пользу Голиковой. Единороссы решили, что оттягивать первое чтение не стоит, а поработать активно надо будет над поправками ко второму.
Коммунисты сочли законопроект, конечно, недостаточно радикальным, но в качестве первого шага по наведению порядка в отрасли они его поддержать, кажется, готовы. От ЛДПР министр после вчерашнего разговора особых неприятностей, судя по всему, тоже не ждет. Эсэры четкой позиции пока не выработали, хотя беседовали с Голиковой еще в пятницу. Первый зампред фракции СР Оксана Дмитриева предположила вчера в беседе с корреспондентом «НГ», что голосование среди ее коллег скорее всего будет так называемым свободным. То есть четкого мнения у фракции не будет.
Вчера один из справедливороссов – зампред думского комитета по безопасности Геннадий Гудков – попробовал напустить на законопроект «Об обращении лекарственных средств» комиссию ГД по законодательному обеспечению противодействия коррупции. На заседании этой комиссии он предложил проверить инициативу правительства на коррупционность. Однако глава комиссии Алексей Волков, напомнив о формальных сложностях, упомянул и о содержательных препятствиях этой процедуре.
По словам одного из участников заседания, Волков заметил, что для проведения проверки законопроекта необходимо поручение Госдумы, тогда как ее основная фракция уже решила особых дебатов вокруг него не устраивать. И действительно, по Охотному Ряду ходят разговоры, что активность главы Минздрава связана прежде всего с пониманием: если попытаться заранее ответить на острые вопросы, то в ходе обсуждения на пленарке никаких скандалов может и не возникнуть. Недаром еще на прошлой неделе ходили слухи, что даже единороссы после первого чтения собираются максимально затянуть окончательное принятие законопроекта – с надеждой, что таким образом его вообще можно будет похоронить.
А потенциал для скандалов у голиковского закона большой. Собственно, скандалы вокруг него идут давно. В информационном пространстве периодически всплывают публикации как будто о личной заинтересованности Голиковой и ее мужа – главы Минпрома Виктора Христенко – именно в том развитии фармакологической отрасли, которое и отражено в законопроекте. То есть очень монополизированном с точки зрения как количества допущенных к работе на рынке производителей, так и сосредоточивания госконтроля над этой сферой в руках одного госоргана. По этому поводу, например, фракция СР в своем заключении даже обвинила Голикову в том, что ее закон дезавуирует чуть ли не всю проведенную Владимиром Путиным административную реформу. Напомним, что ее главным смыслом было превращение прежних министерств в трехзвенные структуры, где распорядительные функции были отделены от надзора и контроля.
Кроме того, эсэры настаивают, что единый центр по проведению экспертиз, создаваемый по проекту Голиковой, приведет к еще большей коррупции на лекарственном рынке. И даже коммунисты, считающие, что законопроект направлен на приведение в порядок прежде всего производственной сферы, видят в нем коррупционные лазейки. Член комитета ГД по здравоохранению от КПРФ Олег Куликов отметил: закон требует, чтобы государство закупало у производителей лекарства, зарегистрированные как жизненно необходимые, но оно же само – а точнее, Минздрав – и будет такую регистрацию выдавать.
Против нового закона пока по-тихому выступает и ряд регионов. В частности, в Госдуму поступило несколько заключений от субъектов РФ из Сибирского федерального округа. По данным источников «НГ» в аппарате нижней палаты, регионы опасаются, что после вступления закона в силу всю тяжесть общения с возмущенными гражданами, которые скорее всего обязательно появятся, придется нести им одним. То есть повторится ситуация со 122-м законом о монетизации льгот, когда региональным властям пришлось отдуваться за принятые в Москве решения.