Новый договор об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений не будет требовать от России допуска американских инспекторов на Воткинский завод, производящий ракеты «Тополь-М», «Булава» и РС-24. Об этом сообщили американские СМИ со ссылкой на информированные источники в Вашингтоне. Эксперты считают это большим успехом России. Американцы в ответ могут активизировать разведдеятельность, чтобы быть в курсе событий в российском ракетостроении.
Президент США Барак Обама подвергся критике со стороны своих политических оппонентов в связи с переговорами по разработке нового документа на смену Договору об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). В атаку пошла отстаивающая республиканские позиции газета Weekly Standard.
В центре внимания издания – фактор срочности заключения нового соглашения, который выступает едва ли не третьим участником переговоров в Женеве наряду с российской и американской делегациями. Время, похоже, играет на Москву: на следующей неделе Обама должен отправиться в Европу для получения присужденной ему Нобелевской премии мира как раз за его стремление двигаться к безъядерному миру. В отсутствие документа на замену истекающему в субботу СНВ-1 президенту придется ехать с пустыми руками.
Госдеп США уже несколько ослабил временной гнет, заявив, что подписание договора может состояться до конца месяца. Но издание полагает, что сейчас американские переговорщики могут пойти на уступки, наносящие ущерб интересам американской национальной безопасности. Прежде всего в плане засчета носителей ядерного оружия и инспекции оружейных объектов.
Интересно, что на этой неделе газета Washington Times сообщила: новый договор больше не будет требовать от России предоставления американским наблюдателям постоянного доступа на головное предприятие российского ракетостроения – Воткинский машиностроительный завод в Удмуртии. Он производит межконтинентальные баллистические ракеты «Тополь-М», а также «Булаву» и РС-24. По условиям СНВ-1 20 американских инспекторов, пользующихся дипломатическим иммунитетом, контролировали продукцию, покидающую предприятие: если вагон по габаритам не мог вместить ракету, они открывали шлагбаум. В противном случае транспорт подвергался тщательной проверке. Также американцы дважды в сутки обходили завод по периметру и за годы своего присутствия на нем, по некоторым подсчетам, уже прошли расстояние, превышающее длину экватора.
Как сообщила вчера «НГ», к субботе группа инспекторов из США полностью демонтирует оборудование и покинет завод. По словам военно-дипломатического источника в Москве, в новом соглашении по СНВ предполагается иной, менее затратный механизм контроля за его соблюдением вместо нынешней сложной и многослойной процедуры проверки. «Ситуацию, когда американские инспекторы ведут круглосуточный контроль деятельности Воткинского завода, нельзя рассматривать как паритетную, и переносить ее в новый договор нецелесообразно», – сказал источник Интерфаксу. Напомним, что российские инспекторы покинули аналогичный завод в штате Юта около восьми лет назад: он больше не производил ракеты, контролировать было нечего.
Российские специалисты называют отъезд американцев из Удмуртии «большим успехом российской дипломатии». Хотя американцам известны возможности завода, который вряд ли сможет увеличить масштабы производимой продукции после их отъезда, сам факт отмены неравноправного для России обязательства имеет политическое значение. Очевидно, что Москва и Вашингтон не собираются воевать друг с другом. Размеры их стратегических арсеналов скорее служат мерилом их политического веса на международной арене. И тем не менее важно, чтобы обе стороны были уверены в том, что каждая соблюдает взятые на себя обязательства.
Недостаток взаимного доверия, кажется, подтверждается комментариями, звучащими из Сената США: «Когда мы потеряем контроль над Воткинском, РФ может развернуть сотни ракет┘ Россия – большая страна, над которой пролетают много спутников, поэтому будет непросто считать ракеты, основываясь на испытаниях». «Мы беспокоимся по поводу того, что Россия сделает то, о чем мы не будем знать», – сетуют на Капитолийском холме. Такие реплики отчасти напоминают высказывавшиеся в свое время Москвой опасения относительно планов Вашингтона по развертыванию противоракет в Польше и Чехии, которые отвергались американцами. Однако, как полагают наблюдатели, эти сетования выглядят как попытка выторговать уступки у Москвы.
Дэрил Кимбелл, исполнительный директор Arms Control Association в Вашингтоне, полагает, что и без постоянного присутствия американских наблюдателей у США будут возможности выяснить, сколько ракет производит Россия. Это регулярные инспекции, обмен данными и сбор развединформации – в частности, отслеживание ракетных пусков.
Однако Weekly Standard бьет тревогу, напоминая, что во время заключения СНВ-1 при президенте Рональде Рейгане у США было преимущество в стратегических бомбардировщиках, страна ставила на боевое дежурство субмарину нового класса, несущую ядерное оружие, были планы по разработке МБР Midgetman. «Сейчас преимущество у русских. Они не только дорабатывают «Тополь-М» до новой ракеты РС-24, но и строят подводную лодку нового класса, несущую ядерное оружие, – пишет издание. – Они намерены строить по два дополнительных бомбардировщика «Белый лебедь» (Ту-160) в год на протяжении 15 лет». Далее следует вывод, который, видимо, призван окончательно запугать американскую общественность: к моменту завершения модернизации у России будет свыше 200 стратегических бомбардировщиков. «А у нас едва хватает истребителей, чтобы защитить собственное воздушное пространство от угроз типа терактов 11 сентября. Мы не сможем встретить и победить эти бомбардировщики, если их в гневе пошлют на нас», – сокрушается Weekly Standard. Такие пропагандистские страшилки в стиле холодной войны вряд ли способствуют повышению взаимного доверия и успеху переговоров по СНВ.