0
2660
Газета Политика Интернет-версия

27.11.2009 00:00:00

Вибрация элит

Тэги: мвд


мвд Момент истины для Рашида Нургалиева: кто его окружает - друзья или враги?
Фото РИА Новости

Вчера глава МВД Рашид Нургалиев сделал заявление, разрешив гражданам «давать сдачи» зарвавшимся милиционерам. Между тем накануне депутат Госдумы Андрей Макаров сделал в адрес МВД ряд жестких заявлений, никак не опровергнутых руководством нижней палаты. Предваряли эту шумную кампанию подозрительно синхронные выступления отдельных милиционеров, поведавших стране то, что граждане и так хорошо знали. Эксперты «НГ» считают происходящее спланированной операцией по отстранению от руководства главы ведомства, отнюдь не связывая обличения и разоблачения с попытками реформировать структуру.

Напомним этапы нарастающей – и заслуженной – критики в адрес МВД. Стрельба сотрудника столичного ГУВД майора Евсюкова по мирным гражданам стала поводом для смены руководства московской милиции. Вскоре еще один майор – сотрудник новороссийской милиции Алексей Дымовский – принялся разоблачать всю систему органов внутренних дел. Его последователи стали появляться просто в массовом порядке. А в СМИ чуть ли не каждый день публиковались материалы об очередных безобразиях и преступлениях, творимых людьми в погонах. Наиболее радикальная точка зрения была высказана зампредом бюджетного комитета ГД Андреем Макаровым: «Модернизировать, реформировать МВД невозможно, его можно только ликвидировать».

МВД вместе с входящими в эту структуру Внутренними войсками (ВВ) в последние годы находится под постоянным вниманием высшего руководства страны. Это легко заметить по динамике роста бюджетных ассигнований на ведомство. Разбухание трат на милицию началось с 2006 года. Например, в 2004 году МВД и ВВ получили соответственно 116 и 21,5 млрд. руб., а в 2005-м – лишь чуть больше: 120 и 24 млрд. Однако уже на следующий год происходит резкий скачок: органы внутренних дел получают из казны 165,8 млрд., а ВВ – 35,8. То есть налицо полуторный рост. В итоге в недавно утвержденном обеими палатами Федерального собрания бюджете на 2010 год содержатся такие суммы: органы внутренних дел – 278,6, Внутренние войска – 65,4. Таким образом, за пять-шесть лет уровень бюджетной поддержки милиции вырос более чем в два раза, а ее вооруженного крыла – в три раза.

В соответствии с указом президента от 2005 года предельная численность сотрудников ведомства составляет 821 тыс. 268 человек. И это не считая Внутренних войск (эта цифра составляет гостайну, сообщили «НГ» в МВД) и муниципальной милиции. Впрочем, россияне привыкли к гипертрофированным усилиям правоохранителей, окружающих небольшие уличные пикеты тройным кольцом милиционеров.

Глава МВД Рашид Нургалиев не отмалчивается. Вчера на базе ОМОНа в подмосковном Щелкове он открыто – впервые за всю историю ведомства – допустил право граждан на самооборону от милиционера в случае необоснованной агрессии со стороны последнего: «Может ли гражданин дать сдачи милиционеру, который на него напал?

Если гражданин не преступник, если он идет спокойно и ничего не нарушает, то – да... Если это нападение, то должна быть самооборона. Мы все равны, а гражданин равен вдвойне». Министр добавил, что если нападение совершает милиционер, «то это преступник в форме, которого надо изолировать и посадить».

В Думе неоднозначно восприняли заявление министра. Глава комитета ГД по законодательству Павел Крашенинников отметил, что «для права сдачи мы должны менять уголовное законодательство и судебную практику... Конечно, для Рашида Гумаровича ситуация тяжелейшая, и нужно пожелать ему мужества для ее исправления». Глава Московской коллегии адвокатов, член Общественной палаты РФ Генри Резник не согласен с коллегой: «По Конституции гражданин вправе защищаться. Если в отношении гражданина применяется насилие, то он соответственно может на это адекватно отвечать. Если очевидны неправомерные действия, если человек в форме начинает избивать, то гражданин имеет право на необходимую самооборону». Вместе с тем, по словам Резника, практика показывает, что сотрудники милиции, допускающие противоправные действия, сами могут назвать себя потерпевшими и дать соответствующие показания.

Явные усилия министра по оздоровлению ведомства, заметим, совпали по времени с волной нарастающей критики в его адрес. Высокопоставленный источник «НГ» в Совете Федерации сказал газете: «Нападки на Нургалиева – политический заказ тех, кто добивается его смещения». Корреспонденты попросили ведущих экспертов страны прокомментировать это предположение. Как выяснилось, оно вполне обоснованно.


Милиция на любой протестной акции обеспечивает себе многократное численное превосходство.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Зампред думского комитета по конституционному законодательству от КПРФ Виктор Илюхин заявил «НГ»: «Я с самого начала подозревал, что вся эта кампания развернута против нынешнего руководства МВД, но теперь я уже совершенно убежден, что главная ее цель – это отставка Рашида Нургалиева». По мнению Илюхина, «какая-то из властных группировок явно нацелилась посадить на это место своего человека». Тем не менее, подчеркнул он, «мне пока не удается отследить, где же находится координационный центр этой кампании».

Член научного совета Московского центра Карнеги Андрей Рябов увидел в происходящем очередную попытку «передела влияния между разными силовыми группировками»: «В связи с кризисом резко сократился бизнес, даже тот, который «опекали» разного рода силовые структуры. Это неизбежно ведет к конфликтам между ними. Если посмотреть внимательно, то же самое идет по другим ведомствам: Военная прокуратура, Вооруженные силы, СКП, ФСБ... Идет многосторонний обмен ударами между разного рода группами внутри силовых структур».

Самое страшное, указывает эксперт, что происходит «постепенная делегитимизация самих эти институтов»: «Мне непонятна в этой ситуации позиция верховной власти – либо она настолько уверена, что все эти процессы под контролем, либо не очень задумывается над последствиями. Очевидно, что не только реформа милиции, но и вообще силовых структур назрела, поскольку они превратились в огромную антинародную машину. Необходимо вернуть им первоначальные функции – защиты граждан, а не государства от граждан».

Политик Алексей Митрофанов отметил, что борьба внутри силовых структур не прекращается ни на день, «потому что милиция превратилась сейчас в реальную власть в стране»: «Раньше, когда избирались губернаторы, были реальные выборы мэра, было не все так однозначно. В любом районе, городе милиция – это реальная сила. ФСБ там не видно, они сидят за занавеской. В 90-е годы бандиты еще шевелились, был определенный баланс, а сейчас и бандиты уступают милиции. Если на место Нургалиева придет человек Медведева, тогда маятник реально качнется в сторону президента. Несмотря на милые заявления, которые делаются с обеих сторон, объективно происходит борьба аппаратов и перестрелка перед выборами 2012 года. Сейчас система исполнения наказаний в большей степени под медведевскими людьми, суды под медведевскими людьми, в том числе Арбитражный. Но, конечно, не хватает компонента МВД». Силовики, указывает эксперт, постепенно подплывают к президенту, «потому что без его подписи ни один человек не станет генералом»: «Нургалиеву достаточно отложить одну бумагу с подписью назначения генерала, все завибрирует... У него огромный рычаг, и силовикам хочется поставить своего человека».

Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко не верит в искренность призывов депутата разрушить МВД до основания: «МВД – это ведомство, в первую очередь приспособленное к нуждам государства, часть государственного управления. Реальна ли ситуация, когда государство – этот монстр – будет от себя отламывать какую-то часть тела собственного же и потом лишь его перестраивать?» Политолог считает, что все это до боли напоминает ту же ситуацию, что и с назначением специального человека на Кавказ. Малашенко убежден: то, что сейчас творится на всех уровнях в правоохранительных органах, оказывает плохую службу власти – МВД провоцирует общество на протесты с непрогнозируемыми последствиями: «За Макаровым стоят определенные либеральные группы, которые понимают – надо что-то делать, иначе мы все накроемся».

Соратник Макарова по партии, член ЕР, заместитель председателя комитета ГД по безопасности Михаил Гришанков солидарен с Малашенко. Он уверен, что назрела реформа ведомства, но «в нынешних условиях, когда идет реформа армии, приступать к масштабной чистке МВД пока мало кто решится»: «Не признавать наличие колоссальнейших проблем в МВД – значит занимать страусиную, безответственную позицию, однако речь не идет о конкретных руководителях в МВД, это проблемы всей системы в целом, – говорит парламентарий. – Для того чтобы изменить отношение милиции к обществу и к исполнению обязанностей, нужна реформа». Глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский заметил еще один аспект проблемы: «Я вижу отсутствие власти на формирующейся сцене публичной политики, отсутствие защитников правоты. У нас коррумпированное общество лоббистов. Нет ни одного ведомства, в котором бы не было несколько партий чиновников, которые ждут освобождения мест и готовы ускорить процесс под любыми лозунгами».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
977
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1152
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1595
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1299

Другие новости