0
1686
Газета Политика Интернет-версия

03.11.2009 00:00:00

Праздник ксенофобии

Владислав Мальцев
Обозреватель приложения "НГ-Религии"

Об авторе: Владислав Александрович Мальцев - историк.

Тэги: праздник, единство, ксенофобия, нацизм


праздник, единство, ксенофобия, нацизм На русские марши приходят считанные тысячи националистов, но вскинутые в нацистском приветствии руки участников придают им угрожающий вид.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Уже привычной составляющей праздничного Дня народного единства, отмечаемого начиная с 4 ноября 2005 года, стал русский марш, проводимый националистами из Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ). Марш этот властями то разрешался на строго отведенном маршруте (как в 2005 и 2007 годах), то запрещался и проводился в Москве вопреки запрету (как в 2006 и 2008 годах), выделялись конкурирующие с ДПНИ организации (такие, как Национал-социалистическое общество или «Русский образ»), однако русский марш в привычном формате стал уже почти традицией.

Однако насколько традиционен он сам, точнее – заложенная в нем идеологема? Сугубо биологические, даже расовые критерии и подход к «русскости» не соответствуют истории – иначе в русские не попали бы ни герой Отечественной войны 1812 года Петр Багратион (родившийся в Грузии потомок царского рода Багратиони, не раз шутивший о размерах своего носа), ни великие поэты Василий Жуковский (внебрачный сын русского помещика и пленной турчанки Сальхи) и Александр Пушкин (с 1/16 долей негритянской крови от своего деда Абрама Ганнибала). Пушкина по нормам «расовых законов» США XIX века даже не пустили бы в вагон «для белых». К числу «инородцев» надо было бы причислять и великого биолога, лауреата Нобелевской премии Илью Мечникова (сын русского помещика и дочери известного еврейского публициста из Одессы Неваховича), и многих других. «Исключительный» подход к «русскости» по зоологическому принципу наличия или отсутствия «чужой крови» лишает провозглашенный 4 ноября День народного единства его содержания – ибо о каком уже единстве тут речь?

Никакой четкой привязки к 4 ноября (празднику Казанской иконы Божьей Матери) у современных националистов до 2005 года не было – традиция «маршировать» в этот день возникла сугубо случайно. И сам марш изначально назывался иначе – «правый марш» (а название «русский марш» националисты присвоили ему уже позже, по названию широко известной в их среде одноименной песни Жанны Бичевской). Организатором марша был Евразийский союз молодежи (ЕСМ), для которого «русский» – скорее культурное понятие, и его лидер (на тот момент) Юрий Горский. Сама идея и название мероприятия родились у него после (и в пику) массово прошедшего 17 cентября 2005 года в Москве левого марша под названием «Антикапитализм-2005». Впрочем, помимо ЕСМ подало заявление на марш (на то же место и время) и ДПНИ в лице «инициативной группы граждан», именно им удалось и в тот год, и на следующий перехватить инициативу в его проведении у умеренных «национал-консерваторов» (ЕСМ в 2005-м и «Народный союз» Сергея Бабурина в 2006-м). Количество «марширующих» в таком формате невелико – в 2005-м собрались (по официальным данным, главы дружины ДПНИ Лебедева) всего 3 тыс. человек, в последующие годы – еще меньшее число (добавим, что в Москву на марш едут националисты из всех ближайших регионов). Но облик марша, который затем охотно смакуют СМИ, задают именно эти считанные тысячи людей – бритые головы и вскинутые руки, «Россия для русских!» и «Иммигрантов – вон!»┘

В этом году русский марш ДПНИ наметило провести (и получило на это разрешение) на улице Перерва в московском районе Люблино. Там, по мнению националистов, после переезда части торговцев с Черкизона в торговый центр «Москва» образовался чуть ли не «чайна-таун» и жители якобы едва ли не поголовно настроены против «мигрантов» (хотя раньше всего и самостоятельно возникшая группа местных активистов обозначила свою позицию и позицию ДПНИ так: «Вы хотите, чтобы уехали китайцы, – а мы хотим отъезда всех оптовых торговцев»). В каждом году для марша нужен повод – отталкиваясь от нового события, можно попытаться расколоть население на противостоящие друг другу группы («русских людей» и «инородцев»). Впрочем, вряд ли даже русские жители Люблино обрадуются в свой праздничный день шествию националистов по оживленной улице прямо у двух главных местных торгово-развлекательных центров «Бум» и «Л-153», где в любой выходной день не протолкнуться┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1015
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
509
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
448
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
572

Другие новости