0
1249
Газета Политика Интернет-версия

15.10.2009 00:00:00

Пиррова победа единороссов

Тэги: ер, выборы, мосгордума


ер, выборы, мосгордума Мосгордума погружается в удручающее единомыслие.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Борьба партии власти за взятие Мосгордумы увенчалась полным успехом, которого, похоже, единороссы и сами не ожидали. Однако политический монополизм, сложившийся в столичном парламенте, ничуть не смущает победителей. На вчерашнем брифинге секретарь президиума генсовета «Единой России» Вячеслав Володин, отвечая на вопрос «НГ», посоветовал оппозиции решить проблему обращениями к ЕР с предложениями и пожеланиями. Эксперты говорят о печальных последствиях для страны московского опыта по установлению партийного единомыслия в законодательной власти. А социологи сомневаются в чистоте эксперимента.

По данным опроса ВЦИОМа, проведенного с помощью SMS-голосования, в Московскую городскую Думу проходили пять партий, включая эсэров, «Яблоко» и ЛДПР. Социологи беседовали с наиболее образованными и активными гражданами. Итог: ЕР – 45,2%, КПРФ – 17,7%, ЛДПР – 8,4%, СР – 10,7%, «Яблоко» – 13,6%.

«Насколько представительной станет МГД, если в ее новом составе оказалась только ЕР, чуть приправленная КПРФ? Куда деваться либерально-демократической части электората?» – поинтересовалась у высокопоставленного партийного руководителя корреспондент «НГ».

Вячеслав Володин сослался на выбор москвичей, который «надо уважать», после чего подробно остановился на причинах поражения конкурентов партии власти: «Демократия предусматривает формирование власти на основе волеизъявления граждан. Нельзя же так: я записался в такую партию и требую, чтобы у меня было столько-то голосов, а люди считают иначе». На взгляд Володина, оппоненты партии власти слишком расслабились, понадеявшись, что им на руку сыграет экономический кризис: «Для них было хорошо, когда увеличивался рост безработных, вставали заводы. Они подумали, что больше ничего и делать не придется. И вот результат».

По мнению Володина, итоги выборов подтвердили, что усилия по выходу из кризиса, предпринятые партией и ее лидером Владимиром Путиным, не остались незамеченными. «Если говорить о партиях, которые не прошли семипроцентный барьер, то у них есть возможность, как у политических организаций, вносить свои предложения. Мы их также будем рассматривать. Мы за конструктивный диалог. Никогда дверь ни перед кем не закрывали», – заверил корреспондента Володин. И дал напутствие соперникам: «Пусть они готовятся к следующим выборам, совершенствуют работу в первую очередь с избирателями. Может быть, на следующих выборах им повезет».

Между тем социологи сомневаются, что итоги избирательной кампании, в частности в Москве, соответствуют истинной картине. Во всяком случае, директор Левада-Центра Лев Гудков указывает на серьезные расхождения между официальными данными о явке избирателей в Москве и собственными опросами, проведенными накануне выборов. По данным двух замеров общественного мнения, проведенных соцслужбой, явка, по одной оценке, должна была оказаться на уровне 25%, по другой – 28%. Что существенно ниже, чем объявленные ЦИКом 35,5% .

«Людей явно оттесняли от выборов, – сказал «НГ» Лев Гудков. – Граждане, которые хотели бы голосовать за иных кандидатов, нежели предложенные партией власти, ощущали, что не имеют такой возможности». Левада-Центр интересовался у москвичей причинами их будущего неучастия в кампании и получал ответы: «Мое участие или неучастие ничего не изменит» – 53% «отказников», «Я не верю, что выборы будут честными» – 28%. Иначе говоря, замечает эксперт, у людей складывалось ощущение, что готовится спектакль, в котором они не хотели участвовать. Такой результат не случаен, сказал «НГ» Гудков, – «он был целью политтехнологической и электоральной работы руководства страны. И эта цель достигнута». В Москве, подчеркивает социолог, выборы резко отличались от всех остальных: «Тактика строилась на том, чтобы как можно меньше привлекать внимание к этим событиям, подать их как неважные – в отличие от федеральных и президентских. Тем самым мобилизовать только своих, оттеснив любую оппозицию вне зависимости от ее ориентации. И «Справедливую Россию», и «Яблоко», и совсем маленькие движения типа «Солидарности». Это неравноправие, замечает собеседник «НГ», очень почувствовалось избирателями: «Поэтому, по нашим данным, примерно за 10 дней до выборов только 28% считали, что выборы будут честными. А 38% предполагали, что они проводятся с большими манипуляциями и подтасовками. При этом больше половины предполагали, что подтасовки, давление на избирателей будут совершаться в пользу ЕР. Создавалось впечатление имитации политической борьбы. Нам об этом сказали 62% опрошенных».

Стойкое ощущение фальши происходящего было на руку единороссам, уверен эксперт, поскольку давало возможность оставить дома наиболее образованную, либерально настроенную часть электората, потенциально готовую проголосовать за противников партии, олицетворяющей в ее глазах бюрократию. «Причем, – замечает Гудков, – чем более образованные люди нам отвечали, тем больше у них складывалось впечатление, что все предрешено, что это электоральный фарс».

Последствия политического монополизма, на взгляд Гудкова, печальны: «Это закрепит монополию ЕР, которая получит большинство мест и утвердит свои возможности административного произвола. Администрация крупнейшего города в стране оказывается вне контроля общества. Власти сегодня в упоении, трубят о победе, доверии избирателей... О каком доверии можно говорить, если в выборах участвовало, даже по официальным данным, чуть больше трети? Остальные – обиженные, обозленные, раздраженные этим насилием. Они, конечно, затаились и выплеснут свое недовольство – рано или поздно». Если кризис будет усиливаться, замечает эксперт, то победа единороссов обернется полной дискредитацией и недоверием к власти – «отсутствием посредников, возможности вести переговоры, взаимодействовать с властью, находить компромисс. Власть потеряла опору: сложные структуры более устойчивы, чем примитивная вертикаль».

В МГД, указывает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин, «не будут представлены активные модернизаторские слои»: «У нас слишком высокие требования к политическим партиям на этапе их образования. 50 000 человек – несуразно большая цифра. И слишком высок избирательный барьер: в Мосгордуме он вполне мог быть понижен до 5%. Тогда состав столичного парламента больше отвечал бы запросам избирателей».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
520
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
870
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
973
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
749

Другие новости