0
4789
Газета Политика Интернет-версия

25.09.2009 00:00:00

Наследники Золотой Орды

Тэги: золотая орда, русь, история, ислам, конференция


золотая орда, русь, история, ислам, конференция Муфтий Гайнутдин рассказал исламскому миру о том, что начало российской государственности положила «политическая воля ханов».
Фото ИТАР-ТАСС

Международная конференция «Россия и исламский мир: партнерство во имя стабильности» состоялась вчера в Колонном зале Дома союзов в Москве. Организатором мероприятия выступила не государственная, как можно было ожидать, а религиозная структура – Совет муфтиев России (СМР). На приглашение муфтиев откликнулись политические и религиозные деятели из России и стран Ближнего Востока.

Выступая на конференции, глава Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин изложил свою теорию возникновения российской государственности. Он сообщил слушателям, что за традицию централизации современная Россия должна быть благодарна золотоордынским ханам, так как благодаря их «политической воле» в XIII–XIV веках «началось собирание разрозненных русских княжеств вокруг Москвы». Так Гайнутдин охарактеризовал период истории Руси, который принято называть татаро-монгольским игом. Перейдя к области международных отношений, Гайнутдин не был столь оригинален и озвучил традиционные для любого исламского форума мысли о необходимости создания палестинского государства. «Мучениям наших палестинских братьев должен быть положен конец!» – воскликнул глава СМР.

Конечно, смысл конференции заключается не в содержании выступлений участников, а в самом факте состоявшегося мероприятия. Видимо, СМР намерен в очередной раз побороться за лидирующее место среди других мусульманских организаций России. Многим бросилось в глаза отсутствие на конференции представителей Координационного центра мусульман Кавказа и Центрального духовного управления мусульман во главе с Талгатом Таджуддином. Но поможет ли это СМР занять место представителей всех российских мусульман перед государством? Так, исламовед Роман Силантьев заявил «НГ», что «эту конференцию трудно назвать прорывной». Он усомнился в том, что заявка на лидерство в исламской умме страны будет иметь успех. «В этом году президент Дмитрий Медведев четырежды встречался с мусульманами, и именно с мусульманами Северного Кавказа. Российская власть жестко продемонстрировала, кто у них главный партнер», – сказал Силантьев.

Действительно, сложно ожидать от этого достаточно формального мероприятия реальных результатов. Скорее оно может стать еще одним подтверждением политизации религиозной жизни страны в последнее время. Активное проникновение в политику РПЦ, возглавляемой энергичным Патриархом, стало образцом подражания для других религиозных организаций. Может быть, даже причиной ревности. Каждая из религиозных общин старается действовать на привычном для себя внешне- и внутриполитическом направлении. Так, читинские и калмыцкие ламы приглашают в свои республики Далай-ламу, навлекая на Москву недовольство Пекина. Мусульманские организации же пытаются играть роль посредников между российским МИДом и государствами арабского и исламского мира. СМР летом прошлого года оперативно среагировал на признание суверенитета Северной Осетии и Абхазии, наладив контакты с уже существующими общинами или пытаясь создать отсутствующие пока мусульманские общины в этих двух республиках. Нынешняя конференция, видимо, имеет своей целью показать российской власти, что голос СМР может иметь вес при заключении важных договоренностей, не обязательно связанных с вопросами духовными. Благо в мусульманском мире религия и политика часто неразделимы.

Другое дело, что религиозные организации могут пострадать от собственной активности. Увлекаясь политикой, духовные лидеры подчас забывают о своих непосредственных обязанностях. Становясь, как это называли в XIX веке, «казенной», мечеть все больше удаляется от своих верующих. Пока религиозные лидеры отвоевывают себе место под солнцем, сердца верующих завоевывают религиозные фундаменталисты.

Во времена СССР религиозные организации тоже участвовали в политических инициативах властей, проводя всевозможные миротворческие конференции. Тогда у них было оправдание – необходимость легализации религиозной жизни. Но это только способствовало тому, что духовные управления мусульман СССР после 1991 года потеряли всякий контроль над паствой, а роль лидеров стали играть проповедники «чистого ислама».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
1217
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
1092
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
1028
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
1173

Другие новости