0
3241
Газета Политика Интернет-версия

16.09.2009 00:00:00

Известное лицо кавказской национальности

Максим Артемьев

Об авторе: Максим Анатольевич Артемьев - журналист, зав. отделом политики интернет-журнала "Новая Политика".

Тэги: чечня, кадыров, книга, биография


О молодых людях, лишь недавно переваливших 30-летний рубеж, пишут книги обычно в том случае, если они – звезды эстрады или спортсмены. О 30-летних политиках книги выходят крайне редко. Но Рамзан Кадыров – особый случай. Вопреки традиционному мнению о Кавказе как о крае мудрых стариков, он давно стал землей амбициозной молодежи, а Чечня – в особенности. Краткие жизненные сюжеты проносятся перед нами с быстротой пулеметной ленты – Руслан Лабазанов, Салман Радуев, Шамиль Басаев жили спеша, словно предчувствуя свой краткий век. Отца нашего героя убили на посту. Сам Рамзан 24 часа в сутки окружен тройным кольцом охраны. Потому автор, как он однажды намекнул, и торопился с выходом книги.

Из всех оставшихся в живых известных чеченцев Кадыров-младший – самый колоритный. Возглавив Ичкерию де-факто в 27 лет, полуграмотный поселковый паренек с опытом разве что партизанской войны на удивление быстро овладел ситуацией, подмяв под себя всю республику. Как отмечает Малашенко, Кадыров является одним из двух глав регионов РФ, который напрямую влияет на ее внешнюю политику. Но известен широкой публике он не столько политическими успехами, сколько всевозможными похождениями и подвигами, как раз под стать анекдотическим героям «кавказской национальности».

Книга Алексея Малашенко – известного исламоведа, специалиста по Кавказу и Чечне, в частности, – серьезная заявка на осмысление феномена семейства Кадыровых. Я выражаюсь в данном случае именно так, поскольку провести в политике резкую грань между отцом и сыном – вряд ли возможно. Рамзан – продолжатель начатого Ахматом Кадыровым, и фундамент его успеха заложен родителем.

Малашенко удалось собрать немалый фактический материал, показывающий обстоятельства прихода к власти в Чечне клана Кадыровых, их обращение из Савла в Павла – превращение из лидеров сепаратистского режима в опору Кремля в Ичкерии. Он дает любопытное осмысление этого процесса и показывает тот сложный фон, на котором развертывается деятельность его героя. По мысли автора, главная тенденция на Северном Кавказе – это демодернизация, а костяк силовых подразделений Кадырова состоит из вчерашних боевиков. Как пишет Малашенко, среди чеченцев кое-кто полагает, что сегодняшняя власть Кадырова – это и есть чаемая независимость. Рамзан имеет от Москвы карт-бланш на самый широкий спектр действий, в том числе на силовые акции вне республики. Поощряется умеренная исламизация, в том числе явно незаконными способами, как, например, требование Кадырова к женщинам и девушкам на госслужбе, равно как дикторшам ТВ и студенткам, носить головные платки.

Увлекательный сюжет книги – быстрый перехват власти Рамзаном после гибели его отца (вспомним его сенсационное появление в спортивном костюме в Кремле у Путина), вытеснение за пределы Чечни всех его соперников, маргинализация русских советников. Автор не дает окончательной оценки – насколько эффективным оказался курс Владимира Путина на «чеченизацию» конфликта, предлагая дождаться скорого будущего.

Несмотря на то что Малашенко – либерал и один из ведущих сотрудников Центра Карнеги в Москве, тональность книги – явно не в духе западного мейнстрима. Если для СМИ Европы все просто – чеченцы борются героически за свою независимость, а Россия ведет грязную колониальную войну, то, будучи настоящим ученым, Малашенко избегает упрощенных оценок. Мы живем пока еще в счастливое время, когда российский автор не обязан, подобно западному коллеге, заниматься самобичеванием и опутывать себя веригам политической корректности.

К недостатку повествования можно отнести то, что нет связного биографического рассказа о герое, перед нами не проходят его школьные годы, его участие в Сопротивлении 1994–1996 годов, деятельность до начала второй чеченской войны, да и о том, чем он занимался до гибели отца, упоминается вскользь. Спешка написания также отразилась в путанице в датах, например, на стр. 30 теракт на Дубровке Малашенко отнес к 2003 году, а трагедию Беслана – к 2005-му.

Крохотный регион площадью 0,07% территории России уже почти 20 лет притягивает внимание всей страны. Происходящее там волнует Кремль куда в большей степени чем то, что творится в необъятной Якутии, например. Таков феномен маленького, но гордого народа, чьим очередным вождем стал бывший боксер и сын шабашника, строившего коровники. Построит ли он достойную жизнь – действительно, посмотрим.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1427
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1625
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1730
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4029

Другие новости