0
1411
Газета Политика Интернет-версия

19.08.2009 00:00:00

Кавказская битва с фальсификаторами

Тэги: история, кавказ, фальсификация


Кремлевской администрации, по данным «НГ», поручено изучить особенности преподавания отечественной истории в национальных республиках. Материалы запросила президентская комиссия по фальсификации исторического наследия. В докладных записках, которые уже легли на стол главы государства, отмечается: в методических пособиях для учителей обнаружена весьма экзотическая трактовка исторических фактов.

Президент Дмитрий Медведев в середине мая создал экспертную комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Руководство этим органом было поручено главе кремлевской администрации Сергею Нарышкину. В состав комиссии вошли представители администрации президента, МИДа, ФСБ, СВР, Совбеза, Минрегионразвития и других ведомств. Между тем с момента создания комиссия не заседала ни разу. Было решено для начала собрать необходимые сведения, чтобы определить основные направления работы.

Как удалось выяснить «НГ», сотрудникам администрации, курирующим национальные республики, поручили изучить курс преподавания отечественной истории в школах и вузах на вверенных им территориях. В процессе работы над заданием президента выяснилось, что если со школьными учебниками по отечественной истории все более или менее благополучно, то в методичках для преподавателей содержатся довольно нестандартные толкования отдельных исторических событий. Впрочем, с целью весьма благовидной – поддержать национальное самосознание. Так, к примеру, в одной из методичек, предназначенной для школьных учителей Кабардино-Балкарии, утверждается, что Иван Грозный заключил династический брак с дочерью кабардинского князя Марией Темрюковной. По правде говоря, союз хотя и был заключен для установления дружеских отношений, но ни о каком династическом браке речи не шло. Княжна лишь стала второй женой русского царя. Более того, союзнические отношения с Россией, установленные в 1557 году, рассматриваются в республике как образование конфедерации между Россией и Балкарией. Приписывают себе в заслугу кабардинцы и то, что якобы спасли войско Петра I на полях Полтавского сражения со шведской армией. Президент, по информации «НГ», уже успел ознакомиться с особенностями исторического школьного курса в национальных республиках.

Доктор исторических наук Виктор Шнирельман, написавший в 2003 году монографию «Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье», в беседе с «НГ» признал, что толкование истории в национальных республиках страдает этноцентризмом: «Но это всего лишь разные интерпретации, которые создаются под влиянием особенностей этнического самосознания». По его словам, к примеру, кавказские республики не могут поделить своих предков. Осетины, ингуши, черкесы, кабардинцы приписывают себе одних и тех же праотцов и считают себя потомками алан, основавших первое северокавказское государство в X веке н.э. А татары никак не могут прийти к общему знаменателю: идет ли их род от Золотой Орды или от булгар. «Кроме того, многие народы пережили историческую травму, и в их памяти осталась обида. Поэтому в одних республиках определенные исторические факты замалчиваются, в других, наоборот, освещаются. Например, неоднократно менялись границы между республиками. Так, Владикавказ когда-то был общим городом для осетин и ингушей. Но осетины об этом стараются не вспоминать. Ингуши же, напротив, говорят открыто. Другой аспект проблемы – депортации народов Кавказа. Они в своих учебниках об этом пишут, а в федеральных учебниках об этом не упоминается», – констатирует Шнирельман. Ученый уверен: «Сегодня фальсификация – это когда исторические факты просто умалчиваются». Впрочем, унификацией исторической правды делу не поможешь, считает Шнирельман. «С одной стороны, мы говорим о строительстве единой российской нации. С другой – у нас около 200 различных этнических групп, и каждая хочет иметь свою историю. Проблема наличия альтернативной истории есть в любом многонациональном государстве. Она очень серьезная. Введение запрета на альтернативные версии проблему не решит, ибо все равно они будут жить в социальной памяти и передаваться устно», – предостерегает ученый.

Правда, попытки унификации уже предпринимаются. До недавнего времени в школьной программе предусматривалось деление на федеральный и национально-региональный компонент, занимавший 25% учебного курса. То есть наряду с учебником отечественной истории школьники изучали и историю своей малой родины. Но в 2007 году был издан указ президента, отменивший региональный компонент по той причине, что в республиканских учебниках был зафиксирован сильный этноцентристский крен. В законную силу указ должен вступить как раз с 1 сентября текущего года. Однако этому вовсю противятся национальные республики, поскольку, кроме прочего, это решение также затрагивает преподавание национальных языков в школах. В Татарстане заявляют, что планируют опротестовать президентский указ в Конституционном суде.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

Иван Родин

Партия ищет, где бы одолжить электорат до ближайших выборов

0
1153
Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Анастасия Башкатова

Внедрение транспорта высокого уровня автономности потребует трансформации всей инфраструктуры

0
1129
Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Ольга Соловьева

Правительство продлило на год меры валютного контроля

0
1459
Доследственные проверки нынче дороги

Доследственные проверки нынче дороги

Екатерина Трифонова

Затраты государства на уголовное судопроизводство взыщут с его виновников

0
1394

Другие новости