Протодиакон Андрей Кураев допускает привлечение к процессу преподавания церковных специалистов.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Минобрнауки и Московская Патриархия приступили к выполнению президентского плана по введению в школах страны предметов религиозной направленности. По данным «НГ», Церковь предлагает вводить новые предметы за счет иностранного языка, чтения и рисования. Между тем, как выяснила «НГ», задумки министров и священнослужителей не опираются на конкретные разработки, а эксперты на местах вообще сомневаются в успехе начинания.
Напомним: 21 июля сего года президентом России было объявлено о решении поддержать обращение Патриарха Кирилла и лидеров традиционных религий России ввести преподавание в школах основ религиозной культуры, включая православную.
Похоже, осуществление президентской инициативы идет семимильными шагами.
Вчера стало известно о подписании соглашения о сотрудничестве Отдела религиозного образования Санкт-Петербургской епархии и Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. Стороны констатируют «свободное и добровольное приобщение детей к ценностям и традициям православной культуры». Преподавать курс дополнительного образования будут желающим учащимся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Епархия готова дать рекомендации и сотрудничать в экспертизе учебников.
Одновременно стороны намерены проверить склонность граждан к вероисповеданию различных религий. Что явится неким тестом на нравственность. «Исследование станет своеобразным барометром для родителей: желают ли они хранить традиционные семейные ценности, противостоять все более распространяющимся среди детей и подростков социальным отклонениям – наркомании, алкоголизму, половой распущенности, преступности, экстремизму, бродяжничеству», – отмечается в сообщении.
Министерство образования и науки тоже излучает оптимизм. Там уверены, что изучение шести новых дисциплин начнется с IV четверти в четвертых классах, то есть в апреле–мае 2010 года. «Это будут светские предметы, поэтому вести их будут светские учителя, преподающие близкую тематику (учителя истории, литературы, искусства), изъявившие желание. Они пройдут соответствующую программу повышения квалификации», – заверили «НГ» в министерстве.
Количество часов по новым предметам пока обсуждается. Но это будет отнимать у школьников не менее одного часа в неделю, а то и двух. Предмет будет включен в школьную программу. Заметим: и без того сильно перегруженную. Между тем, как утверждают в министерстве, «речь о замене одного предмета программы на другой не ведется». Где именно будет проводиться этот эксперимент, пока неизвестно: списка регионов нет, сказал «НГ» сотрудник пресс-службы ведомства.
«За счет чего, собственно, вводить новые предметы? – размышляет в беседе с «НГ» член-корреспондент Российской академии образования Александр Кондаков. – Представители Русской православной церкви предлагают сделать это за счет изобразительного искусства, иностранного языка или литературного чтения...» Впрочем, замечает Кондаков, «мы сначала должны определиться, что, чему и как учить, какие основные цели введения этих курсов»: «На сегодняшний день я не готов отвечать на эти вопросы, они требуют научной проработки. Сейчас идет этап осмысления поручения президента».
Между тем в интернет-изданиях, со ссылкой на Московскую Патриархию, появились сообщения: новые предметы потеснят-таки старые, в частности – уроки русского языка. Корреспондент «НГ» попросила прокомментировать эти слухи профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева. «Если это так, то это очень печально, – огорчился собеседник «НГ». – Такое ощущение, что Министерство образования объявило войну русскому языку и литературе. И ряд акций направлен на вытеснение этого мира из кругозора школьников: вот уже и в списках ЕГЭ литература исключена из обязательных предметов...»
Кураев против продвижения этой идеи Православной церковью. Однако предлагает замену: «Нам все время говорили, что за счет регионального школьного компонента будут найдены эти часы, но не за счет урезания федеральных компонентов. А русский язык – это федеральный компонент. Можно было бы решить проблему за счет краеведения, природоведения, чего-то такого...» Кстати, протодиакон допускает появление в школе в качестве преподавателей священнослужителей: «Привлечение церковных специалистов может быть актом доброй воли со стороны школы, но не обязательно для нее».
В то время как Министерство образования и РПЦ демонстрируют готовность в сжатые сроки приступить к реализации президентской инициативы, регионы сомневаются в скорых переменах. Пресс-секретарь департамента образования Москвы Александр Гаврилов пояснил «НГ» ситуацию с «Основами православной культуры»: «Москва – поликультурный и многонациональный город. У нас есть школы с классами, где те дети из семей, исповедующих православие, даже не составляют большинство. Возникает сложный вопрос: как преподавать такой предмет? Второе: кто будет преподавать? Нет такой специальности учительской! Нет программ по курсу, методических рекомендаций для учителей, нет учебников... Кто войдет в класс? Священник? И что делать с детьми, семьи которых – нерелигиозные? Если родители против? Пока Конституцию никто не менял, а у нас Церковь отделена от государства. Коль скоро у нас образовательное учреждение государственное, то священнослужители пока там не могут преподавать. Говорить о введении такого курса пока преждевременно. Этот вопрос не проработан. Если будет принято на государственном уровне какое-то решение, то на следующий день педагоги не появятся – как минимум их надо учить пять лет».