Тендер прошел. Наверное, важно сказать, что он был очередным, однако первым, который прошел по прямому указанию премьер-министра. Без Владимира Путина ни одна большая стройка в России не обходится, ни Большой театр, ни Мариинский. Стоит напомнить, в конце мая этого года Владимир Путин поручил подготовить и провести новый конкурс на архитектурное решение надземной части второй сцены Мариинки. Назначили дату, потом – перенесли и вот – вчерашнее решение: действующий генпроектировщик Мариинки-2 Конструкторское бюро высотных и подземных сооружений (коротко – ВиПС) выиграл тендер на архитектурное решение второй сцены театра. Об этом сообщил руководивший комиссией министр культуры Александр Авдеев. Победитель набрал из 100 возможных 94,12 балла.
В отличие от первоначального международного заказного конкурса, который в 2003 году выиграл француз Доминик Перро, нынешний был открытым, но отчасти – тоже международным.
Худрук и директор Мариинского театра Валерий Гергиев так прокомментировал результаты: «Одно из главных достоинств проекта-победителя – в том, что его будет можно построить в России».
Благожелательность Гергиева объясняется прежде всего тем, что КБ ВиПС вышел на конкурс с проектом канадского бюро Diamond&Schmitt Architects, который – после работы в Торонто – выбрал и привел в Петербург Валерий Гергиев.
Теперь они берутся выполнить заказ в кратчайшие сроки за 9,5 месяца и уложиться с достройкой в выделенные лимиты – 300 млн. руб. Напомним, первоначально на строительство новой сцены Мариинского театра выделяли 9,5 млрд. руб. Это и много, и нет: скажем, новый театр в Осло обошелся более, чем в два раза дороже, в 835 млн. долл., а театр в Шанхае – дешевле, он стоил 133 млн. долл., еще дешевле – Оперный театр в Торонто, на который и равняется Мариинка.
Вероятно, сейчас многим захочется увидеть, что же именно вырастет вместо более или менее известного, но и отвергнутого «золотого яйца» Доминика Перро. Но показывать, судя по всему, пока еще нечего. Заказчик – Министерство культуры РФ – с самого начала решил не устраивать выставки проектов. Так что у петербуржцев не было возможности ознакомиться с ними и выразить какое-то свое отношение. Впрочем, и времени сейчас уже на особые раздумья нет. Один из участников конкурса, рассказывают члены конкурсной комиссии, и вовсе предложил общее решение: спереди – стеклянный фасад, сзади – портик, но и канадцы, судя по всему, представили свой проект также в общих чертах. Ясно – вероятно, это и привлекло членов конкурсной комиссии, – что над ним, как сказал Валерий Гергиев, будет в разы легче работать, чем над проектом Перро, – он самый практичный.
Сейчас победителю поставлена задача разработать окончательный архитектурный проект фасада, кровли и интерьеров до 15 октября 2009 года. При этом все работы по контракту должны завершиться до 31 августа 2010 года.
Естественный вопрос: что означает этот конкурс?
Впору вспомнить слова классика-юбиляра: у Гоголя в «Мертвых душах» имеется разговор двух дам – дамы просто приятной и дамы приятной во всех отношениях. И там одна спрашивает другую: так вы хотите знать, что такое мертвые души? Ну, слушайте же...
Так вот: что означает этот конкурс?
Он ведь не первый, и сразу возникает сомнение: последний ли?
Ясно одно, что здание все-таки собираются строить: в какой-то момент возникли сомнения в том, что Гергиев по-прежнему хочет получить это новое здание. За прошедшие годы у Мариинки появился замечательный концертный зал, получивший название Мариинки-3, а одно время в городе поговаривали, что с обязанностями новой сцены вполне может справиться театр Петербургской консерватории, и даже начали фантазировать, какими путями худрук Мариинского театра может стать во главе этого учебного заведения.
Ныне сомнения рассеялись.
Театр, похоже, будет. И строить его, похоже, будут канадцы, которые уже сегодня снискали славу специалистов по идеальной акустике – так утверждают все, кто хоть раз поработал в построенном ими Оперном доме в Торонто.
А дальше – как написал поэт:
Что же из этого следует? Следует жить,
Шить сарафаны и легкие платья из ситца.
Вы полагаете, все это будет носиться?
Я полагаю, что все это следует шить.
Пока проходил конкурс, Мариинский театр объявил, что не намерен отменять намеченные гастроли в Великобритании в связи с потенциальной угрозой A /Н1N1. По сообщению пресс-службы Мариинского театра, с 29 июля по 1 августа пройдут гастроли Мариинской оперы в Лондоне: на сцене знаменитого Ковент-Гардена Мариинский театр под управлением Валерия Гергиева представит новую редакцию тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга».