0
1721
Газета Политика Интернет-версия

17.07.2009 00:00:00

Замедленная реакция

Владимир Мухин
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Владимир Георгиевич Мухин - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: правозащита, убийство, чечня, кадыров


Убийство сотрудницы грозненского отделения правозащитного центра «Мемориал» Натальи Эстемировой вызвало значительный резонанс как в России, так и в мире. Президент Дмитрий Медведев, который за день до трагедии на встрече с и.о. президента Ингушетии Рашидом Гайсановым оценивал в радужных красках ситуацию в этой республике и в соседней Чечне, констатировал: «Очевидно, это умышленное убийство может быть связано с правозащитной деятельностью Натальи Эстемировой».

Данные Эстемировой о ситуации в Чечне и Ингушетии не раз в своих публикациях использовала «НГ» и другие СМИ. Чеченская правозащитница пыталась объективно отразить ситуацию с правами человека в республике, собирая и систематизируя негативные факты, связанные с нарушениями прав личности, пытками, казнями, похищениями и т.д. За несколько дней до гибели она заявила, что после отмены режима контртеррористической операции в Чечне резко увеличилось число исчезнувших людей. «НГ», кстати, единственная московская газета, которая об этом подробно написала. (см. номер от 13.07.09).

Глава «Мемориала» Олег Орлов фактически обвинил в смерти своей сотрудницы президента Чечни Рамзана Кадырова. «Я в принципе могу сказать, кто виновен в этой смерти, – заявил Орлов в интервью телеканалу Euronews. – Его зовут Рамзан Кадыров, а его должность – президент Чеченской Республики. Я знаю, что этот человек ненавидел Наташу Эстемирову, я знаю, что он неоднократно высказывался о ней лично крайне неодобрительно».

Чеченский лидер вчера заявил, что взял под личный контроль расследование убийства правозащитницы. «Организаторы и исполнители этого чудовищного преступления представляют обществу большую угрозу, чем террористы и ваххабиты, проливающие кровь тысяч невинных людей», – сказал Кадыров. Нечто подобное президент Чечни, заметим, говорил и после убийства в Москве Анны Политковской.

Дмитрий Медведев накануне потребовал от председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ Александра Бастрыкина провести объективное расследование преступления, направив в Чечню и Ингушетию лучших специалистов ведомства. Надо полагать, приказ будет выполнен. Другое дело, что шансов найти исполнителей преступления и уж тем более заказчика немного. По крайней мере не известны широкой общественности заказчики убийства ни Анны Политковской, ни адвоката Станислава Маркелова, ни многих десятков других людей, о которых рассказывала в том числе и Эстемирова.

Правозащитники во всем обвиняют власти, власти валят на боевиков, которые, мол, совершили убийство Эстемировой, чтобы дестабилизировать ситуацию в республике и подставить Рамзана Кадырова. Между тем в создавшейся ситуации возникают вопросы и иного характера.

Почему на приведенные Эстемировой факты похищений и убийств людей в Чечне правоохранительные структуры страны не реагировали раньше? Почему только после похищения и зверского убийства самой Эстемировой откомандированы в Чечню и Ингушетию лучшие сыщики из Москвы, чтобы начать расследование очередного громкого преступления? Неужели в Москве действительно верят успокоительным заявлениям чеченского руководства о том, что в республике «безопаснее, чем в любом другом регионе страны»? Если верят, значит, не владеют ситуацией, потому что сводки о различных ЧП в республике появляются регулярно. Если же не верят, то почему не предпринимаются соответствующие меры?

Когда недавно авторитетная международная организация Amnesty International опубликовала доклад о многочисленных нарушениях прав личности в Чечне, российский МИД отреагировал мгновенно, назвав доклад «тенденциозным, направленным на создание негативного ажиотажа вокруг ситуации с правами человека в России». Интересно, какие заявления сделают наши дипломаты сейчас, после гибели Эстемировой?!

О том, что на Российском Кавказе нет демократии, отсутствует гражданское общество и присутствуют элементы авторитаризма, сегодня говорят не только правозащитные организации, но и официальные структуры ряда государств. Мол, те, кто осмеливается встать против системы безнаказанности, существующей на Северном Кавказе, рискуют жизнью. Возможно, нашим властям сегодня лучше не опровергать подобные высказывания, а на деле доказывать оппонентам, что контроль за ситуацией на юге России у властей есть. А если этого контроля нет, надо честно это признать. И открыто спросить у общества, экспертов, может быть, даже (смирив гордыню) у мировых правозащитных организаций, как исправить ситуацию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Андрей Мельников

Представители РПЦ не побоялись выступить против лево-патриотической оппозиции

0
637
Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Екатерина Трифонова

Онлайн-формат административного производства не избежал дефектов технического характера

0
482
Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Михаил Сергеев

Недоступность для многих граждан коммерческих новостроек обостряет проблему ветхих домов

0
488
Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Анастасия Башкатова

Промышленным предприятиям надо готовиться к нарастающей киберугрозе

0
567

Другие новости