Чеченские депутаты внесли в Госдуму законопроект об изменении действующей редакции российского закона о ветеранах. Они настаивают, чтобы статус ветерана боевых действий получили все чиновники, работавшие на территории Чечни с августа 1999 по апрель 2009 года. Поскольку они тоже участвовали в контртеррористических акциях и рисковали своей жизнью.
В Госдуму от парламента Чеченской Республики поступил законопроект о внесении изменения в статью 3 закона о ветеранах. В ней уже сейчас четко перечисляются все, кто может считаться ветераном боевых действий. Есть там упоминание и Чечни. Например, ветеранами считаются также «принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ».
Чеченские депутаты ничего против этого не имеют. Более того, они настаивают на существенном увеличении количества таких ветеранов. «Настоящим законом предлагается отнести к категории ветеранов боевых действий лиц, работавших в органах госвласти Чеченской Республики, администрациях городов, районов и сельских поселений, иных органах (учреждениях), работа в которых засчитывается в стаж госслужбы Чеченской Республики и в стаж федеральной госслужбы», – указывается в пояснительной записке к законопроекту.
Критерий наделения любого чиновника статусом ветерана предполагается ввести только один – свою службу он должен был нести с августа 1999 по апрель 2009 года. И вот почему: «Сотрудники администраций неоднократно принимали участие в спецоперациях, проводимых различными силовыми структурами и военнослужащими ВС РФ на территории Чеченской Республики». А еще один аргумент чеченских депутатов в пользу их законодательной инициативы такой: чиновники всех уровней «подвергались ежедневному риску наряду с сотрудниками правоохранительных органов в связи с исполнением своих служебных обязанностей». Парламент Чечни указал также, что этот законопроект появился не просто так, а «в связи с многочисленными обращениями сотрудников администраций сел, районов, городов и родственников погибших сотрудников».
Председатель думского комитета по делам ветеранов Николай Ковалев в беседе с корреспондентом «НГ» сказал, что определенного мнения по поводу чеченской инициативы у него пока нет. Причем не столько потому, что он пока досконально не изучил документ, сколько из-за ситуации, складывающейся сейчас вокруг самого закона о ветеранах. «В настоящий момент 27 категорий российских граждан претендуют на то, чтобы получить статус или ветерана Великой Отечественной войны, или ветерана боевых действий», – отметил Ковалев. Поэтому, по его словам, «нужно очень скрупулезно разбираться с каждой из них». А трудность, подчеркнул глава профильного комитета, заключается прежде всего в том, что необходимо четко определять: «кто реально участвовал в боевых действиях, а кто присутствовал».
Чеченские депутаты не стали скрывать, что их предложение потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Но затруднились определить, сколько должна будет заплатить государственная казна. Впрочем, как выяснил корреспондент «НГ», в такой позиции чеченских парламентариев нет ничего странного. Дело в том, что и в профильных комитетах ГД не смогли обсчитать чеченский закон даже в предварительном порядке. Потому что, во-первых, неизвестно, сколько жителей Чечни теоретически претендуют на статус ветерана боевых действий. А во-вторых, как объяснил тот же Николай Ковалев, никакой единой пенсии для них не существует. Все зависит от времени участия в боях, ранениях, наградах и многих других факторов. Например, напомнил он, сейчас между Минобороны и ветеранами различных операций идет долгий спор: МО согласно выдавать деньги только за те боевые акции, на которые существуют письменные приказы командования, а люди указывают, что не всегда они рисковали жизнью, имея в кармане письменное распоряжение.