Российское ядерное оружие (ЯО) выступает в качестве одного из главных элементов системы военной безопасности страны. Причем с каждым годом роль ЯО в общей системе обороны возрастает, так как возрастает наше отставание от ведущих стран мира в сфере сил общего назначения. Стратегический и тактический компоненты российского ЯО выступают фактором сдерживания ядерного удара США или крупномасштабной агрессии одного мощного государства или группы государств, грозящей потерей суверенитета и территориальной целостности страны.
Альтернативы ядерному оружию у России сегодня нет.
Во-первых, его наличие вынуждает наших главных оппонентов кое в чем считаться с российскими интересами, прежде всего в сфере безопасности;
во-вторых, именно ядерный потенциал определяет сегодня геополитический статус России, выводит ее на уровень трех мировых держав (США, Китай, Россия), оставляет за ней место постоянного члена СБ ООН;
в-третьих, ЯО для России формирует «потенциал надежды», то есть потенциальных партнеров и союзников, как в сфере безопасности, так и в политике, экономике, информационном пространстве и т.д.;
в-четвертых, ЯО вынуждает американских президентов прилетать в Москву, изображать уважение к России и вести переговоры по мировым, региональным и двусторонним проблемам.
Что беспокоит в предвидении визита американского президента Обамы в Москву и предстоящих переговоров по проблеме ядерного разоружения?
Во-первых, переговоры идут под завесой секретности и почти не комментируются официальными лицами.
Во-вторых, программой переговоров заданы исключительно короткие (нереальные) сроки для выработки договоренностей. Никогда ранее ни один из заключенных договоров серии ОСВ, СНВ и СНП не разрабатывался в таком высоком темпе.
В-третьих, предварительное принципиальное согласие на американские предложения по сокращению ставит российских переговорщиков в позицию загнанного в угол: есть принципиальное решение высшего руководства, но нет времени для серьезного всестороннего анализа. Российская переговорная команда стоит перед дилеммой – срыв переговоров по ее вине или же политическая уступчивость ради любого результата, достигнутого в установленные сроки.
В результате, получив в новом договоре равное с США количество ядерных боезарядов (одна тысяча единиц) и даже носителей, мы попадаем в совершенно иную, чем американцы, ситуацию:
– США на порядок оторвались от всех стран мира в развитии обычных средств поражения и информационных технологий;
– Пентагон активно разрабатывает систему комплексной ПРО, развитие которой даже для поддержания договорного статус-кво требует постоянного наращивания российских стратегических ядерных сил, что будет запрещено достигнутыми договоренностями. Плюс наращивание ударных противоракетных возможностей американских крылатых ракет.
Ученые просчитали будущую статусную модель России. При сокращении ядерных боезарядов ниже уровня в 1500 боеголовок к 2020 году Россия выпадает из тройки мировых держав и скатывается в геополитический «коридор», в котором находятся Франция, Германия, Япония и другие, со всеми вытекающими последствиями. Этот статусный коридор будет для нас транзитным на пути к более низкому геополитическому уровню.
Ракетно-ядерный потенциал дает нам надежду на то, что мы сможем возродиться как нормальная держава мирового уровня. Лишившись возможности сдерживать Америку через ядерное устрашение, Россия вынуждена будет конкурировать с ней в сфере обычных средств поражения, где мы – карлик по сравнению с США, и за нами навечно будет закреплен статус третьестепенной региональной сырьевой страны, даже если мы сохранимся в нынешнем территориально-целостном состоянии. Хотя и последнее весьма проблематично.
Встает вопрос: чем вызвана такая спешка?
Кое-кто подгоняет президента РФ страхами, что 5 декабря 2009 года заканчивается срок действия Договора СНВ-1 и уже 6 декабря наступит Армагеддон. Но так ли это? Категорически не соглашусь по следующим причинам:
– Договор СНВ-1 прекратил свое действие с выходом США из Договора по ПРО 1972 года, служившего базовой основой сокращения СЯС;
– Договор СНВ-1, решая задачи сокращения числа носителей и боезарядов (что в целом весьма положительный процесс), одновременно канализировал развитие российских ракетно-ядерных сил в невыгодном (с экономической и военно-стратегической точек зрения) направлении;
– США, когда им было выгодно, легко нарушали положения договора и не реагировали на наши претензии;
– далеко не реализованы договоренности московского (2002 года) Договора о сокращении наступательных потенциалов (СНП).
По нашему убеждению, ядерный порог для России составляет не менее 1700 боеголовок при соответствующем составе группировки носителей. Прежде чем ставить подпись под новым договором, нужен серьезный, глубоко научный анализ проблемы сокращения, ибо от него во многом зависит судьба страны, и не только ее одной.