Накануне визита в Москву президента США Барака Обамы внимание аналитиков приковано к переговорам по новому Договору СНВ. Не меньший интерес вызывает, однако, судьба Договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Еще в апреле Белый дом второй раз предложил Конгрессу ратифицировать ДВЗЯИ. В конце июня американские эксперты заговорили о том, что шансы на прохождение у него имеются. Похоже, России пора задуматься о ситуации, когда ДВЗЯИ вступит в силу.
Изначально ДВЗЯИ был призван усилить Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Весной 1995 года прошла конференция по продлению этого договора на бессрочный период. Неядерные державы согласились с этим проектом. Однако в ответ они потребовали от «ядерной пятерки» соблюдать обязательства по VI статье ДНЯО и продвигаться по пути ядерного разоружения. Для подтверждения этих обязательств 10 сентября 1996 года и был подписан ДВЗЯИ. Россия, Великобритания и Франция подписали и ратифицировали этот документ; США и КНР – подписали, но не ратифицировали. В действие договор не вступил из-за сложной схемы его ратификации.
Участие России в ДВЗЯИ традиционно критиковалось военными экспертами. Они утверждали, что без проведения натуральных испытаний трудно повышать надежность сохранности ядерного арсенала и готовить кадры для его будущей модернизации. Не меньшую тревогу у Министерства обороны РФ вызывало превосходство США в электронном моделировании ядерных взрывов.
Но ратификация ДВЗЯИ принесла Российской Федерации и выгоды. Призыв Москвы к ратификации ДВЗЯИ поддерживали почти все неядерные государства. В таких условиях Россия могла вписывать в международные документы по нераспространению свои призывы к США продолжать переговоры по СНВ и ПРО. Соединенные Штаты упрекали Россию за ее позицию по ядерным программам Ирана, Индии и КНДР. В ответ российская сторона напоминала американцам, что они не ратифицировали один из базовых договоров по нераспространению. Не Москва, а Вашингтон выступал в глазах общественности инициатором новой гонки вооружений.
С присоединением США к ДВЗЯИ ситуация может измениться. Договор предусматривает создание Международной системы мониторинга за проведением ядерных испытаний (МСМ), состоящей из станций сейсмического, радионуклидного, инфразвукового и гидроакустического контроля. Эти станции находятся в национальном подчинении стран – участниц договора. Но все данные будут поступать во Временный технический секретариат в Вене, подчиняющийся Организации по ДВЗЯИ. Доступ к этим данным имеет любой участник договора. И здесь США оказываются в лучшем положении, чем Россия.
Во-первых, в распоряжении Вашингтона есть сеть подобных станций на территории европейских стран НАТО, Японии, и государств Ближнего Востока. Опираясь на них, американцы могут наблюдать за российскими объектами. Россия подобных станций вблизи границ Соединенных Штатов не имеет. Можно строить их совместно с государствами Латинской Америки. Но такой вариант требует финансовых затрат и обострения конфронтации с Америкой.
Во-вторых, США строят глобальную систему ПРО. Строящиеся станции МСМ как будто непригодны для наблюдения за пусками баллистических ракет. Но еще в 1996 году участники ДВЗЯИ обсуждали проект создания спутниковой системы наблюдения за подземными ядерными взрывами. Космические системы наблюдения легче использовать как технологии «двойного назначения». Присоединившись к ДВЗЯИ, Вашингтон может возродить этот проект.
В-третьих, американцы смогут использовать проблему подкритических и гидроядерных испытаний в неблагоприятном для России направлении. ДВЗЯИ допускает эксперименты по соединению расщепляющихся материалов, при которых выброс энергии равен нулю. Россия реализует Федеральную программу работ по обеспечению безопасности и надежности российского ядерного боеприпаса без проведения ядерных взрывов, которая допускает проведение подобных мероприятий. Но американские эксперты еще в 2003 году утверждали, что Москва реализует более масштабную программу подкритических испытаний. В случае присоединения США к ДВЗЯИ подобные обвинения (не важно – справедливые или нет) могут прозвучать на официальном уровне.
В-четвертых, Соединенные Штаты проводят эксперименты по созданию нового поколения ядерного оружия малой мощности. За минувшие 15 лет средства подкритических и гидроядерных испытаний ушли вперед. Сможет ли российский сегмент МСМ давать абсолютно точную информацию о действиях американцев?
У России накопилось немало вопросов о формате будущего участия США в ДВЗЯИ. Бояться этого не следует. Ведь Россия подписала этот договор с оговорками, изложенными в документах Московской встречи «группы семи» 1996 года. Одна из них даже предусматривает право выхода из договора в случае возникновения угрозы национальной безопасности. О столь радикальном шаге речь пока не идет. Но прояснить намерения американской стороны стоит. Похоже, что у Дмитрия Медведева и Барака Обамы будет что обсудить в Москве помимо нового Договора СНВ.