К появлению этих билбордов в Воронеже относятся по-разному.
Фото Александра Пылева
Уже несколько дней в Воронеже стоят 10 рекламных билбордов размером 3 на 6 метров с изображением Иосифа Сталина. На красочных баннерах, подготовленных, как следует из информации на самих плакатах, к 130-летию «вождя всех времен и народов», генералиссимус не только изображен в парадной форме, но еще выражает уверенность: «Победа будет за нами». Между тем городские власти до сих пор не знают, кто стоит за этой акцией и подпадает ли данная рекламная продукция под понятие ненадлежащей. А эксперты «НГ» уверенно говорят о том, что налицо вызов региональным властным структурам со стороны заказчиков и что подобное могло случиться в любом месте России.
О том, что по городу размещены билборды, посвященные 130-летнему юбилею Сталина, в администрации Воронежа узнали от корреспондента «НГ». По крайней мере руководитель информационно-аналитического управления Светлана Трунова, к которой отсылали корреспондента и в приемной главы города Сергея Колиуха, и в других подразделениях, сказала, что не владеет информацией на этот счет. Начальник отдела рекламы управления главного архитектора города Сергей Бобровников, правда, припомнил, что видел нечто подобное, проезжая как-то по городу. Однако в неофициальной беседе был весьма удивлен тем фактом, что редакцию интересуют именно эти рекламные щиты: «Предприниматели получают у нас разрешения на размещение рекламных конструкций, которые сдают в аренду в соответствии с действующим законодательством. А если содержание в чем-то не соответствуют закону о рекламе, то за этим наблюдаем и мы, и антимонопольный комитет. Но в данном случае скорее всего нет юридической подоплеки, эту продукцию наверняка заказал некий поклонник вождя».
«А почему вас именно щиты про Сталина интересуют, а не, скажем, баннеры с милицейским жезлом, обтянутым презервативом?» – поинтересовался Бобровников. Оказалось, что и такое было в рекламной истории города и, по словам представителя мэрии, в этом нет ничего предосудительного.
Правда, с этим не согласны сами воронежцы. «В целом ряде городских районов – например, при въезде на Левый берег по Вогресовскому мосту, еще рядом с Механическим заводом на улице Космонавтов и во многих других местах – появились красочные изображения величайшего и кровожаднейшего диктатора всех времен и народов – Иосифа Сталина, – в беседе с корреспондентом «НГ» весьма эмоционально возмущается житель Воронежа Дмитрий Воробьевский. – И, как следует из содержания плаката, они приурочены к его 130-летию, которое будет лишь в декабре этого года».
Непонятно Воробьевскому, что означает и плакатный слоган «Победа будет за нами». «Неужели его последователи-сталинисты обещают вновь воцариться в России?» – предполагает он и напоминает, что подобных сталинских портретов в Воронеже не было уже лет 50, даже при Брежневе и Андропове.
Интерес «НГ» к сталинским билбордам сыграл свою роль. Рекламному отделу воронежской мэрии было поручено разобраться в ситуации и выяснить, кто стоит за акцией. «Вы, наверное, знаете, что за рекламой стоит КПРФ, они, наверное, и вам заказали эту статью», – осторожно предварила телефонную беседу на следующий день Светлана Трунова. И только услышав в голосе корреспондента «НГ» неподдельное изумление, она рассказала, что городскую администрацию «забомбили» звонками из местных газет.
Поменял теперь мнение о содержании плакатов и руководитель рекламного подразделения мэрии. «Владельцы 10 рекламных конструкций с изображением Сталина нами установлены, это рекламные фирмы «Карат», «Бюро наружной рекламы» и некоторые другие, – пояснил Бобровников. – Но это всего лишь коммуникационный канал. Кто за этим стоит? Скорее всего КПРФ. Но документов, это подтверждающих, у меня пока нет. Вся реклама шла через рекламное агентство «ДАД» (ИП Сукманов), директор которого вызван на беседу в мэрию. Возможно, он даст ответ, кто являлся заказчиком».
Между тем 1-й секретарь Воронежского обкома КПРФ Сергей Рудаков в беседе с «НГ» подтвердил: именно коммунисты области стали заказчиками этой рекламной акции. Размещение каждого билборда, пояснил Рудаков, обошлось партии в 8 тысяч рублей, и хотя некоторые городские рекламные фирмы отказались браться за размещение данного заказа, все 10 баннеров в результате были все же по Воронежу расставлены.
Эксперты свидетельствуют: все чаще в обществе наблюдается ностальгия по советским временам. Фото Елены Рыковой (НГ-фото) |
По мнению Бобровникова, прозвучавшему в официальной беседе уже вчера, признаки ненадлежащей рекламы в размещенных на территории города плакатах имеются. «В соответствии с законодательством рекламная конструкция должна использоваться исключительно для рекламы, в том числе для социальной. Для прочей информации подобная конструкция не может использоваться. В этом я вижу факт нарушения», – заметил начальник рекламного отдела. И добавил, что окончательное решение принимает все же не он. «Я доложил руководству города и теперь жду решения», – сказал Бобровников.
«Мне стыдно за этих людей, стыдно за тех, кто не интересуется своей историей, – говорит директор Центра по изучению России РУДН Игорь Чубайс. – Нам навязали постыдный миф о том, что имя России – Сталин, а протест против этого чудовищного действа слабоват».
Эксперт считает, что в последнее время происходит реставрация советского прошлого. Например, на Красной площади в мае принимали в пионеры около 2000 детей. «Было сказано: это гражданская акция, которая может происходить на открытой общественной территории, – вспоминает Чубайс. – Но когда в то же время «Солидарность» и некоторые другие оппозиционные группы захотели выйти в центр города, им сказали: «Вы что, с ума сошли?» Вот выйдете на окраину леса, там и проводите свои акции». Собеседник «НГ» убежден – последних никогда не пустят на Красную площадь, и видит в этом проявление двойных стандартов со стороны власти.
Чубайс с горечью говорит о том, что все больше людей в восточноевропейских странах, переживших ужас советского диктата, настроены даже не на антикоммунизм, а на антироссийскость. «И если мы хотим, чтобы нас ненавидели во всем мире, надо вывешивать больше плакатов – Сталина, – замечает эксперт. – Раньше в Польше, Чехии, Словакии считали, что Россия страдала от Сталина, и если теперь русские превозносят Сталина – значит, дело не в Сталине, а в самих русских».
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко уверен, что ситуация, подобная воронежской, могла произойти где угодно: «Со стороны заказчиков билбордов это вызов. И властям, и обществу. Теперь интересно посмотреть, как на это местная власть прореагирует, и эта реакция важна. Власть (региональная) может на это обидеться: вместо того, чтобы развешивать портреты нашего губернатора, вы такими вещами занимаетесь. Вы считаете, что мы не одержим победы, что ли? Либо они сделают вид, что не заметили, и тогда это может означать: о, ребята, мы такие же, как вы, но мы при исполнении...»
«В последнее время наблюдается рост доверия к таким персонам, как Ленин и Сталин, – свидетельствует директор Социологического центра Российской академии госслужбы (РАГС) Владимир Бойков. – Согласно данным соцопросов, в кризисное время у людей все чаще возникает ощущение развала страны, а при этих лидерах была вроде как великая держава». Представитель РАГС рассказал, что в мониторинговом исследовании «Историческая память», недавно проведенном его центром, наибольшим авторитетом среди политиков, руководителей государств прошлой эпохи у респондентов пользовался именно Сталин. По крайней мере, замечает Бойков, доля тех, кто считает, что при Сталине был достигнут прогресс, превышала долю тех, которые считали, что Сталин нанес колоссальный вред стране.
«Мы до сих пор не изжили большевизм, не изжили идеологию насилия и неуважения к достоинству и вообще к человеческой жизни, – подтверждает в беседе с корреспондентом «НГ» соведущий программы «Красный угол» на телеканале «Россия» доктор философских наук Александр Ципко. – Люди у нас не понимают, что культ вождя – это на самом деле очень близко фашизму. И Сталин воплотил все худшие черты большевизма в наиболее жесткой форме». Вместо того, чтобы ужаснуться, говорит Ципко, нет абсолютно никакой идеологической кампании по преодолению этих комплексов большевизма и по раскрытию преступлений того периода.