Сергей Нарышкин понимает, что создание нового имиджа страны – дело непростое.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В администрации президента, по данным «НГ», в конце мая создана комиссия по формированию международного имиджа страны. Глава АП Сергей Нарышкин займется повышением качества пиара России на Западе, чтобы сгладить негативный эффект, вызванный некоторыми решениями российского руководства в первый год президентства Дмитрия Медведева.
До недавнего времени комиссия по поддержанию имиджа страны за рубежом существовала при Министерстве иностранных дел. Однако три недели назад было принято решение существенно повысить ее статус – за счет перемещения этого органа в президентскую администрацию. Новая структура будет работать под руководством Сергея Нарышкина. В состав комиссии вошли заместитель руководителя администрации президента Алексей Громов, глава МИДа Сергей Лавров и помощник президента по международным вопросам Сергей Приходько. Заседания, как рассказал «НГ» высокопоставленный чиновник кремлевской администрации, будут проводиться в закрытом режиме.
Основная задача новой структуры – исправить имиджевые ошибки, допущенные в первый год правления президента Дмитрия Медведева. На Западе утвердилось мнение, что Россия вчистую проиграла грузинскую пиар-кампанию. Близится год с момента провозглашения независимости Южной Осетии и Абхазии, а эти страны вместе с Россией признало лишь одно государство – Никарагуа. Понимания не удалось добиться даже со стороны партнеров по СНГ, хотя Москва не скупится на кредиты соседним республикам для поддержания их экономик, страдающих от кризиса. Обострились отношения с Евросоюзом и на волне газового конфликта с Украиной. Кроме того, сыграл негативную роль мировой финансово-экономический кризис. Еще в прошлом году наша страна позиционировала себя как мировая энергетическая держава, но с недавних пор этот термин вышел из моды.
России предстоит найти новый образ – этим и придется заняться Нарышкину. Причем уровень полномочий позволит ему действовать не в режиме пожарной команды, как до этого работала мидовская комиссия, а прогнозировать реакцию мирового сообщества еще на стадии принятия тех или иных значимых для государства решений. Иначе говоря, продумывать пиар-ходы до того, как будет реализована та или иная инициатива, способная вызвать резонанс за рубежом.
Председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов в беседе с «НГ» сообщил, что адресатом продвижения имиджа России за рубежом должно стать общественное мнение: «Зарубежные профессионалы-политики знают, что у нас по улицам медведи не ходят, а состояние прав человека, если и уступает, то не кардинально их соблюдению в других странах.
Если бы эти права всюду соблюдались безукоризненно, то Совет Европы и неправительственные правозащитные организации лишились бы работы. А вот в массовом зарубежном сознании Россия чаще всего предстает все тем же Советским Союзом». На его взгляд, сейчас следует продвигать имидж «хорошей», а не «сильной» России: «В моде «слабая сила». Главный недостаток работы по продвижению имиджа страны, по словам сенатора, – отсутствие некоего единого скоординированного плана: «Этот план должен носить наступательный, а не оборонительный характер. Потому что имидж того, кто оправдывается, всегда уязвим. Например, в странах бывшего СССР работают институты национальной памяти. Они вырабатывают претензии к России и занимаются, как говорят специалисты, opposition research. Это означает, что наш имидж во многом не в наших руках. Почему бы у нас не организовать симметричную организацию?»
Сергей Лавров разделит ответственность за международный пиар с главой кремлевской администрации. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
В своей работе комиссия планирует обойтись внутренними ресурсами и не привлекать западные консалтинговые агентства. Впрочем, источник, близкий к Кремлю, рассказал «НГ», что в том или ином виде сотрудничество с международными компаниями продолжится. Так, к примеру, будет продлен контракт с американской фирмой Ketchum. Это пиар-агентство оказывало информационную поддержку в освещении саммита G8 в Петербурге, а также председательства России в этом неформальном клубе ведущих мировых держав. Кстати, это был первый случай, когда российские власти обратились к услугам крупного иностранного пиар-агентства. Причем идея нанять зарубежных консультантов принадлежала Владимиру Путину.
Между тем директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что контакты с западными пиар-агентствами нужно свести к минимуму и привлекать их только для разовых проектов, к примеру, организации выставок и форумов. «У того же агентства Ketchum заключены многомиллионные контракты с США, поэтому, когда возникает конфликт интересов и на чаше весов такие клиенты, как Америка и Россия, понятно, чьи интересы выберет эта компания», – утверждает эксперт. Более того, на его взгляд, привлечение западных пиар-компаний – это вчерашний день. Новая технология: создавать экспертные сети и работать с лидерами мнений по всему миру, делать совместные проекты, выделять под них гранты. «У нас такая работа почти не ведется. Экспертных площадок мало, и они недостаточно качественные. А должны быть организованы постоянно действующие экспертные семинары, такие, к примеру, как «Валдайский клуб», хотя его заседания проходят один раз в год и этот формат начинает себя исчерпывать», – посетовал политолог.