Государственные переписчики дойдут до каждого гражданина, поименованного в предварительном списке.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
В последние дни появилась информация, что очередная Всероссийская перепись населения, намеченная на 2010 год, может не состояться – из-за нехватки финансирования. Правительство не только не опровергло эти слухи, но и представило поправки к базовому закону о переписях. Из них видно, что в этот раз планируется не просто формально переписать, а полностью пересчитать российских граждан. Так что дата переписи скорее всего будет зависеть не от наличия денег, а от степени готовности власти к тому, чтобы провести ее по-настоящему.
В конце прошлой недели в Госдуме появился правительственный законопроект о поправках в Закон «О Всероссийской переписи населения». Формально целью этих поправок была указана передача некоторых полномочий с федерального уровня на региональный.
Но в действительности в документе оказалось много других интересных предложений. Похоже, исполнительная власть на этот раз решила достать чуть ли не каждого гражданина.
Дело в том, что перед началом переписи должен быть разработан поименный и поадресный реестр граждан. Необходимость в этом объясняется желанием не допускать ошибок. После переписи, как обещают, реестр уничтожат, а полученные путем опроса граждан сведения будут обрабатываться анонимно. Однако еще до этого произойдет вот что: в отличие от прежних переписей все переписчики теперь более или менее точно будут знать, к кому из граждан они идут. И хотя на отправляемых в центры обработки опросных листах имен и адресов не будет, руководители-то переписи точно будут знать, куда они посылали каждого из своих работников. И насчет судьбы вот этой, вроде бы побочной информации в правительственных поправках ничего не сказано. То есть одним из главных реальных результатов переписи окажется кардинальная сверка с действительностью всех имеющихся у государства баз данных на граждан. Какая же тут может быть анонимность.
Законодатели решили помимо прочего установить, сколько в России минимальных ячеек общества – так называемых домохозяйств. Такое понятие вводится впервые, указывается в пояснительной записке к проекту. Домохозяйством предлагается считать группу людей или одного человека. Не важно, главное, чтобы было полное или частичное объединение доходов для приобретения продуктов питания и «других необходимых средств к существованию». А также пребывание в одном жилом помещении или его части. Судя по всему, в дальнейшем эти сведения могут быть использованы, в частности, налоговыми органами.
Кроме того, в этот раз государство более подробно хочет знать об уровне образования людей, об их работе или ее отсутствии, а также о родственных связях – то есть о «других членах домохозяйства». Кстати, если кто-то из них отсутствует, а родственники данными не делятся, да и о себе говорить особо не хотят, то переписчику можно будет воспользоваться различными официальными базами данных – пенсионной, избирательной или регистрационной. Прошлая перепись в 2002 году, как утверждали некоторые эксперты, в основном за счет таких списков и была проведена, то есть ничего нового государству, по сути, не добавила. Теперь, возможно, злоупотреблять базами и необходимости не будет. Потому что федеральный Центр решил пойти на беспрецедентный шаг – фактически отменить анонимность переписи.
Между тем в 2010 году власть к прежнему списку вопросов добавляет, к примеру, и такой – миграция. Чтобы гражданин без утайки поведал о «продолжительности проживания в месте жительства, прежнем месте жительства, длительном проживании за рубежом, причине приезда, передвижении от места жительства до места работы». Почему-то федеральный Центр заинтересовался и национальным раскладом населения. Однако сообщать свою национальность у нас в стране можно только добровольно. Правительство придумало, как это препятствие обойти. Если в опросном листе чья-то нацпринадлежность зафиксирована, то считается, что человек дал на это письменное согласие. Понятно, что проверить, как было на самом деле, не заполнили данную графу после опроса в произвольном порядке, будет практически невозможно.
Что касается официальной цели законопроекта – передачи регионам части полномочий по проведению переписи, то она действительно происходит. Однако они вряд ли окажутся этому рады – ведь нужно будет нести и часть затрат. Которые им, конечно, федеральный Центр обещает компенсировать. Но на местах знают, как умеет считать Минфин. При этом перед региональными и муниципальными властями ставятся и отдельные, поистине почти невыполнимые задачи. Например, чтобы работники переписи свои поименные и поадресные списки граждан смогли привязать к местности, в каждом населенном пункте должны быть таблички с названиями улиц и номерами домов. Как известно, даже советская власть не смогла окончательно пронумеровать всех граждан – особенно в сельской местности. А нынешним руководителям это вообще вряд ли будет по силам.