Аркадий Дворкович и Алексей Кудрин разошлись во мнениях относительно ценности президентских инициатив.
Фото Артема Житенева и Евгения Зуева (НГ-фото)
В долгую историю согласования новой схемы налогообложения угольной отрасли, о которой неоднократно писала «НГ», вмешалось Государственно-правовое управление президента. ГПУ выступило с резкой критикой минфиновского законопроекта, напомнив, что глава государства поручал правительству принять совсем другой закон. По данным «НГ», в недрах администрации Дмитрия Медведева готовится законопроект о наказании за неисполнение прямых указаний президента. Возможно, речь в документе пойдет и об уголовной ответственности.
Несколько лет подряд между Минфином, депутатами Госдумы, главой Совета Федерации Сергеем Мироновым и администрацией президента идет согласование новой редакции закона о налоге на добычу угля.
Сначала думцы предложили вместо единой ставки в процентах ввести конкретные суммы налога на каждый вид угля. Минфин выступил против, но за депутатский вариант вступились сначала спикер СФ, затем экспертное управление администрации президента и, наконец, сам Дмитрий Медведев. Он даже давал несколько поручений правительству в целом и Минфину в отдельности насчет скорейшего принятия депутатского варианта.
Однако при поддержке Владимира Путина вице-премьер Алексей Кудрин вместо выполнения президентских поручений, которые он всякими бюрократическими хитростями, по сути, игнорировал, представил свой законопроект. Правда, оказалось, что вместо уменьшения налога на находящуюся в острейшем кризисе отрасль получается его увеличение – чуть ли не двукратное. На это генералы угольного бизнеса собирались пожаловаться в Кремль в специальном открытом письме. Но потом прислушались к «настоятельным рекомендациям» исполнительной власти, о чем также писала «НГ», и отказались поднимать шум.
И теперь их дело продолжило ГПУ президента вместе с его же экспертным управлением, которое курирует помощник главы государства Аркадий Дворкович. В распоряжении «НГ» оказался интересный документ – замечания и предложения ГПУ на разработанный в правительстве налоговый законопроект. Под бумагой стоит подпись еще одного помощника президента – начальника ГПУ Ларисы Брычевой. В этом-то документе как раз и указывается, что, по расчетам экспертного управления, минфиновский вариант угольного НДПИ действительно в отдельных случаях может привести к «увеличению подлежащей уплате суммы налога в 1,5–2 раза».
Таким образом, расчеты угольщиков, которые Минфин раньше мог спокойно игнорировать, теперь приобрели своего рода официальный статус. Однако главное замечание ГПУ следует ниже. «Учитывая, что основная деятельность большинства угледобывающих предприятий в настоящее время убыточна, а также социальную напряженность в угледобывающих регионах, увеличение налоговой нагрузки представляется недопустимым», – жестко замечает правительству главный кремлевский юрист. Таким образом, выходя за рамки чисто правовой экспертизы уже на политический уровень. Ведь в антикризисной программе кабинета министров существенных мер по помощи угольной отрасли, по сути, нет. То есть получается, что федеральное правительство почему-то не опасается ни банкротства шахт, ни последующего социального взрыва в городках и поселках шахтеров, где другой работы для них просто нет. А вот администрация президента, судя по письму Брычевой, выглядит в этом случае более прозорливой.
В подписанном ею документе также есть жесткое указание на невыполнение правительством поручения президента от 19 октября 2008 года. В нем глава государства по жалобе спикера СФ повелел Минфину ускорить согласование депутатского проекта. Из этого поручения вылились и последующие, одно из которых – с сердитым росчерком Медведева о пятидневном сроке исполнения – «НГ» опубликовала. Стоит заметить, что после этой публикации в администрации президента проводилось служебное расследование по поводу утечки информации. Что же касается указания Брычевой на плохую исполнительскую дисциплину в правительстве, то, по данным «НГ», оно, судя по всему, было пролоббировано Аркадием Дворковичем. Их взаимная неприязнь с Алексеем Кудриным уже ни для кого не секрет. Она даже приобрела публичные формы. Например, на одном из недавних инвестфорумов для иностранного бизнеса произошел такой случай. Во время выступления Дворковича Кудрин экстренно собрал в кулуарах брифинг для журналистов, в результате чего речь помощника президента прессой оказалась незамеченной. Так что когда пришел черед выступать Кудрину, уже Дворкович демонстративно поднялся и покинул аудиторию.
Впрочем, история об обсуждении угольного налога, превратившаяся в противостояние медведевского аппарата с ключевым правительственным ведомством, на деле вовсе не ограничится изысками бюрократической переписки. По сведениям источников «НГ», в администрации президента раздумывают над возможностью принятия законопроекта об ответственности за неисполнение поручений главы государства. Какой она будет, пока не понятно, но в предварительных наработках, по слухам, речь идет даже об уголовной.