Алексею Кудрину по-прежнему недосуг общаться с Думой.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Государственная Дума, как стало известно «НГ», заморозила свой самый смелый законопроект – о ежеквартальных антикризисных отчетах правительства перед депутатами. Внесенный 26 января и получивший несколько положительных отзывов от профильных комитетов, сегодня он прочно завис, и непонятно, будет ли принят вообще. А если будет принят, то в каком виде. Нерешительность парламентариев, говорят «НГ» источники в Думе, объясняется отсутствием согласования документа с правительством и лично с Алексеем Кудриным.
В конце января за подписями всего руководства фракции ЕР (за исключением спикера Бориса Грызлова) и бюджетного комитета палаты в Госдуме появился проект закона «Об отчете правительства РФ о реализации мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики РФ». В нем устанавливалось правило, что в 2009 году каждый квартал и кабинет министров, и Центральный банк, и все госкорпорации должны отчитываться перед депутатами за меры антикризисной поддержки. Документ был составлен явно не в думских кабинетах, а в кремлевской администрации. По сведениям из некоторых думских источников, к его появлению мог приложить руку помощник президента Аркадий Дворкович. Уж очень подробно в тексте прописаны пункты, за которые исполнительной власти предполагалось отчитываться. Фактически правительство должно было держать ответ чуть ли не за каждую копейку, которую выдало бы банкам, предприятиям и регионам.
Из пояснительной записки выходило, что Госдума не просто так предоставила кабинету министров в качестве антикризисных огромные полномочия по перераспределению бюджетных средств. Потому что теперь она высказала намерение за них строго спрашивать.
«Необходимость принятия законопроекта обусловлена предоставлением соответствующими федеральными законами правительству и Центробанку РФ, а также ряду государственных корпораций полномочий по использованию значительных финансовых ресурсов в рамках реализации мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики РФ в условиях международного финансового кризиса» – так объяснили депутаты суть своей инициативы. Правительство должно было проводить отчет в течение месяца после конца очередного квартала. Причем в той же пояснительной записке указывалось, что первую серию можно будет увидеть уже в апреле.
Законопроект нагружал работой по подготовке отчета конкретное правительственное ведомство – Министерство финансов РФ. Именно вице-премьеру Алексею Кудрину предстояло добиваться от ЦБ РФ и госкорпораций соответствующей информации, сводить ее, дополнять собственной – чтобы потом представлять этот гигантский труд на утверждение кабинета. Понятно, что такая дополнительная нагрузка вряд ли порадовала Кудрина. А потому весь февраль законопроект за подписями первого вице-спикера Олега Морозова, секретаря президиума генсовета ЕР и вице-спикера ГД Вячеслава Володина, первых заместителей лидера думской фракции ЕР Владимира Пехтина, Валерия Рязанского, Артура Чилингарова и Татьяны Яковлевой, главы бюджетного комитета палаты Юрия Васильева, его первых замов Глеба Хора и Виталия Шубы и простого заместителя Андрея Макарова так и пролежал в думских запасниках без всякого движения. Хотя за этот месяц финансовый комитет палаты поддержал идею и даже развил ее. И комитет ГД по экономической политике тоже высказал положительное мнение на тот счет, что борьба с кризисом должна проводиться максимально открыто. Но вот февраль прошел, а и в мартовских планах Госдумы этого законопроекта по-прежнему нет.
Таким образом, под угрозой срыва оказался размеченный на апрель первый антикризисный отчет. Зампред думского бюджетного комитета от КПРФ Сергей Штогрин предположил, что именно позиция Минфина может быть тому главной причиной. «Они там запросили слишком много подробностей о финансовой помощи из бюджета, а у нас обычно такую информацию стараются как можно тщательнее скрыть», – поделился своими соображениями депутат. По его мнению, отсутствие законопроекта, подписанного такими громкими именами в мартовском законотворческом календаре, действительно указывает на трудности, возникшие на его пути. Кроме того, Штогрин сообщил, что он пока не слышал о планах своего собственного бюджетного комитета по обсуждению данного документа. А ведь без решения профильного комитета проект закона обсуждаться в Думе не может.
Сами единороссы с прессой информацией делиться не стремятся. Даже не все авторы документа знают о причинах задержки с его рассмотрением. Например, Валерий Рязанский заявил «НГ», что он просто не курсе событий, потому что в последнее время был занят другими делами. В аппарате бюджетного комитета отвечают просто: пока нет отзыва правительства, закон будет лежать.