0
1339
Газета Политика Интернет-версия

19.01.2009 00:00:00

Медведев прошелся по кризису

Тэги: кризис, медведев


кризис, медведев Глава государства приготовился к теплой дискуссии.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Инициированная президентом субботняя конференция по урегулированию газового кризиса стала переломным моментом не только в споре о формах разрешения конфликта, но и в том, что система энергетической безопасности в Европе показала свою несостоятельность и ее надо пересмотреть. Именно это до российских коллег попытался донести российский лидер.

Президент Дмитрий Медведев встречал каждого из лидеров делегаций стран Евросоюза в отдельности в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца. Оттуда их путь лежал в Екатерининский зал, где располагался огромного размера белоснежный круглый стол. Журналисты наблюдали за процессом на плазменных мониторах в соседнем Малахитовом зале, где был организован пресс-центр.

В числе последних в зал торжественно вошла премьер-министр Украины Юлия Тимошенко в черном строгом платье-футляре. Ласковым, приветливым взглядом окинула она участников саммита, которые тем временем неспешно рассаживались за круглым столом. Когда все наконец нашли свои места, вошел Дмитрий Медведев. Он сразу обозначил две цели саммита: найти разрешение конфликта и пересмотреть Энергетическую хартию. После чего передал слово российскому премьеру, и трансляция в пресс-центре оборвалась. Участники встречи предпочли вести переговоры за закрытыми дверями. Для начала слово было предоставлено главам делегаций стран Евросоюза. В саммите участвовали 10 европейских стран и представители Еврокомиссии.

Первоначально предполагалось, что в Москву прилетят первые лица государств, однако единственным президентом, приехавшим в Кремль, оказался лидер Армении Серж Саргсян. И то потому, что у него была отдельная от саммита программа. Сотрудник сербского посольства в беседе с корреспондентом «НГ» предположил, что причина тому – нежелание стран Восточной Европы заявлять о своей позиции, пока этого официально не сделает Евросоюз. «В настоящее время они предпочитают быть сторонними наблюдателями», – вздохнул он.

Пресс-секретарю Еврокомиссию Денису Данилидису пришлось отчитываться перед журналистами, подуставшими от длительного ожидания окончания саммита, почему Евросоюз возлагает на Украину и Россию одинаковую степень вины. «Да не важно сейчас, кто прав, кто виноват! Главное, чтобы газ снова начал поступать к потребителям в Европе!» – попытался объяснить он. Его коллеги, журналисты из стран Евросоюза, в беседе с корреспондентом «НГ» были более конкретными. К примеру, Вацлав Радзивинович из польской Gazeta Wyborcza уверен: вина двух сторон в том, что обе играют в политические игры. Украина лет 16 получала газ по льготным ценам и имела негласно разрешение, по сговору с людьми из «Газпрома», воровать газ. Но бесплатный сыр, подчеркнул журналист, бывает только в мышеловке: это была плата за то, чтобы Украина оставалась в зоне влияния России. Радзивинович помнит, «как накануне выборов 2007 года посол России в Украине Виктор Черномырдин заявил, что цена на газ будет зависеть от результатов выборов»: «Плюс ко всему Россия сказала, что не забудет ту позицию, которую Виктор Ющенко занял во время грузинского конфликта, – и вот результат. Я знаю Украину, я очень разочарован тем, как она себя ведет. Но тут обе стороны виноваты, потому что обе принимают участие в этих политических играх».

Кристоф Гаскар, корреспондент французского телеканал ТF-1, не столь уверен, что в Европе возлагают одинаковую вину на Украину и на Россию: «Проблема в том, что газовый кризис затянулся, стоят холода, замерзают люди, и единственное желание Евросоюза – найти скорейшее разрешение конфликта. Кто прав, кто виноват – будут оценивать потом, когда газ наконец-то начнет поступать к европейским потребителям». Такая позиция близка и корреспонденту итальянского информагентства Apkom Кристине Джулиано: «Есть много мнений на этот счет. Но лично мне близка позиция, высказанная премьер-министром Италии Сильвио Берлускони пару дней назад. Он явно дал понять, что, на его взгляд, правда все же на стороне «Газпрома», потому что не существует ничего бесплатного».

Когда журналисты перебрали все имеющиеся у них версии и позиции, в пресс-центре появилась пресс-секретарь российского президента Наталья Тимакова. Она сообщила, что дискуссия между участниками еще не началась, выступления лидеров делегаций пока продолжаются, к этому моменту рассказать о своей позиции успела премьер Украины Тимошенко. Журналисты тут же принялись обсуждать: а есть ли как таковая позиция у Украины в принципе? Европейские коллеги скорее склонялись к мнению, что такой позиции нет. «Я не думаю, что такая позиция вообще есть, есть лишь желание Юлии Тимошенко», – заметила «НГ» итальянка Джулиано. «Боюсь, что у Украины нет своей позиции. Я пока не знаю, о какой исходной цене стороны договорятся. Но и тот и другой варианты в одинаковой степени ударят по Тимошенко. При первом варианте у нее на родине скажут, что она сдала государственные интересы. При втором ее воспримут как претендента на пост президента, так как ее шансы на успех возрастут. Это единственный путь уничтожать ее в политическом смысле», – искренне посочувствовал Тимошенко польский журналист Радзивинович.

Не развеял эти сомнения и российский президент Медведев, вышедший для общения с журналистами после окончания саммита. Главным итогом саммита, по его словам, стал тот факт, что все заинтересованные стороны откровенно подискутировали на тему газового конфликта. Однако президента разочаровало то, что Еврокомиссия пока не готова занять более активную позицию в урегулировании ситуации. Отвечая на первый же вопрос журналистов, глава государства рассказал, что Россия выступила с двумя предложениями: создать международный консорциум и открыть в одном из европейских банков безотзывный аккредитив с частичным покрытием, которое предоставит украинская сторона, для того чтобы Россия оттуда могла списывать долги Украины за российский газ.

В продолжение пресс-конференции пресс-секретарь российского главы государства, моделировавшая процесс, попыталась отыскать в зале украинских журналистов, чтобы дать им возможность задать свой вопрос. Однако вместо представителя украинских СМИ микрофоном завладел журналист немецкой газеты и на ломаном русском языке спросил: имеется ли мандат у Тимошенко для разрешения конфликта? «Вы очень похожи на представителя украинских СМИ», – рассмеялся президент и заверил, что такой мандат у Тимошенко есть, так как она отстаивает одинаковую позицию с президентом Украины Виктором Ющенко.

Вскоре отыскались украинские журналисты. Один из них попытался торопливо оправдаться, что все они решили уйти с пресс-конференции, так как их премьер планировала переместиться в Белый дом для продолжения переговоров. Но что-то заставило их вернуться. Видимо, вопрос о том, когда же возобновятся переговоры между «Газпромом» и «Нафтогазом». «Они и не останавливались», – удивился в ответ президент.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
1210
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
1085
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
1020
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
1167

Другие новости