Митрополит Даниил стал лидером альтернативного голосования за Патриарха в интернете.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
Русская православная церковь живет в предвыборном ритме. Сегодня заканчивается срок, в течение которого епархии должны были избрать делегатов на Поместный собор, открывающийся 27 января. Списки соборян, которые будут выбирать нового Патриарха, должен утвердить Священный синод.
Процедура нынешних церковных выборов практически ничем не отличается от той, которая была принята на Поместном соборе 1990 года, – Патриарха будут избирать тайным голосованием из трех предложенных Архиерейским собором кандидатур, причем Поместный собор может выдвигать любое число дополнительных кандидатов. Предложения отдельных представителей церковной общественности кинуть жребий, который укажет на достойнейшего кандидата (так был избран Патриарх Тихон в 1917 году), были отвергнуты Синодом. Критерии, которым должен соответствовать кандидат в Патриархи, те же, что и в 1990 году, они зафиксированы в церковном Уставе.
Как и 18 лет назад, выборы проходят в великой спешке, хотя Устав дает полгода на подготовку Поместного собора для выборов нового главы Церкви. Но на избрание делегатов от епархий был отведен лишь месяц! Понятно, что некоторыми процедурными формальностями решили пренебречь. Да что там «некоторыми» – почти всеми! Синод объявил, что епархии сами должны решать, как выбирать своих представителей – открытым или тайным голосованием. Установлен был только крайний срок – 15 января. В итоге получился разнобой: в одних епархиях голосовали по всем правилам, тайно и с последующей публикацией протокола голосования, а в других делегаты на Собор назначались правящим архиереем.
Отдельных собраний для выборов делегатов от мирян не проводилось, хотя в идеале они должны проходить в три этапа (приход направляет выборщика на собрание благочиния, которое, в свою очередь, делегирует представителя на епархиальное собрание: оно-то и решает, кому на Соборе представлять мирян N-ской епархии).
Ясно, что месяца на подобную демократию никак не хватает. Вот и выбирали делегатов от мирян сразу на общем епархиальном собрании. Тут обнаружилось первое кардинальное отличие нынешнего Поместного собора от предыдущего – если раньше в качестве мирян на общецерковных форумах фигурировали лишь епархиальные работники (речь идет не о духовенстве, а о светских людях), то теперь в списках делегатов оказались немало чиновников, родственников чиновников, бизнесменов и других VIP-персон. Правда, если приглядеться, то чиновники и олигархи, оказавшиеся в списках соборян, известны лишь на региональном уровне. Это и понятно – в своих регионах их знают как церковных спонсоров или проводников интересов РПЦ во властных структурах. Однако у внешнего наблюдателя участие в Поместном соборе директора цирка или владельца табачной компании может вызвать по меньшей мере недоумение. Все это – наследие Патриарха Алексия II, при котором РПЦ тесно сблизилась с властью и бизнесом, пытаясь таким образом распространить влияние на общество. Сходным образом на Поместном соборе 1917–1918 годов были представлены наиболее влиятельные социальные группы дореволюционной эпохи – помещики и купечество.
Второе кардинальное отличие Поместного собора 2009 года от предыдущего в том, что он проходит в условиях беспрецедентно открытой внешней информационной среды. Сами заседания, как обычно, будут закрыты. Однако в интернете уже можно проголосовать за того или иного кандидата и обсудить его плюсы и минусы. Но насколько подобные голосовалки отражают реальную картину? На одном из таких сайтов недавно случился казус – неожиданно по рейтингу вырвался вперед не слишком известный в России митрополит Токийский и всея Японии Даниил (Нуширо), который намного обогнал митрополита Смоленского Кирилла и прочих кандидатов. Аналитики принялись на разные лады объяснять такую популярность. Предположили, в частности, что народ желает видеть Патриархом архиерея, никак не связанного с бывшим Советским Союзом. На самом деле феномен Даниила объясняется просто – посетителям одного популярного интернет-форума очень понравился безбородый митрополит, и они решили накрутить ему рейтинг. Администрация сайта, о котором идет речь, регулярно сбрасывает результаты голосования и заявляет о хакерской атаке...
Несерьезная акция превратилась в настоящее протестное голосование против закрытости и безальтернативности выборов Патриарха. Но так ли уж они безальтернативны? Феномен Даниила свидетельствует о ненадежности любого прогноза. Социологических опросов на эту тему никто не проводил. И пока эксперты гадают, кто займет Патриарший престол – митрополит Кирилл или Климент, вперед может вырваться другая, быть может, совсем неожиданная кандидатура...