«Газпром» в восприятии наших соседей ассоциируется с российской властью.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Россия несет репутационные потери в газовой войне с Украиной. Социологические опросы, проведенные в Украине, Белоруссии, Молдавии, показывают, что РФ теряет доверие населения наиболее близких к ней стран. По данным социологической службы «Украинский барометр», украинцы теперь делят Россию на две части – ненадежную, которая ассоциируется с «Газпромом», и остальную – «народную». Белорусы боятся, что их тоже «будут давить газом», а молдаване пытаются от той же угрозы укрыться под зонтиком Евросоюза.
Вчера были опубликованы данные опроса, проведенного украинским исследовательским центром «Имидж-Контроль». По мнению 39% опрошенных, Российская Федерация больше виновата в газовом конфликте. В то же время Украину обвиняют в сложившейся ситуации с газом 27% респондентов, сообщил в среду на пресс-конференции в Киеве заместитель директора центра Константин Малеев. Четвертая часть опрошенных жителей столицы выразили убеждение в том, что обе страны несут одинаковую ответственность в газовом вопросе.
Итоги исследования «Украинского барометра» еще не обнародованы, но в этой службе поделились с «НГ» уже сложившейся картиной общественного мнения. Руководитель «Барометра» Виктор Небоженко рассказал, что бригады социологов работают по всей республике и уже можно говорить об экспертных оценках. Главный вывод специалистов: в Украине снижается доверие к России, все неприятности и беды украинцы связывают с «Газпромом», рейтинг Владимира Путина, ранее самого популярного у украинцев политика, стремительно падает. «Простой украинец не воспринимает Миллера, для него он в газовой истории кто-то типа почтальона, а Путина он называет начальником «Газпрома». Такая ассоциация со структурой, от которой у Украины – одни неприятности, стоит Путину популярности, которая еще недавно у него была огромная – 70% при рейтингах украинских политиков, не превышающих 15%», – рассказывает «НГ» Небоженко. Любопытно, что при этом, замечает социолог, повышаются интерес и доверие к президенту Дмитрию Медведеву, который совсем недавно в украинской рейтинговой сетке вообще не значился. По мнению Небоженко, это объясняется «эмоциональностью, даже агрессивностью заявлений Путина во время конфликта и сдержанностью Медведева». Кроме того, отмечает руководитель «Украинского барометра», украинцы оценивают Путина исходя из своих представлений, обусловленных национальным характером, «они судят о нем как об украинце с Волыни, который вопрошает: «Где мои гроши?» Но при общей тенденции к потере доверия к России вообще (ассоциативно – к российской власти) украинцы не переносят этот негатив на среднестатистического россиянина. «За народом – исторические корни, культурные, наконец, родственные связи, за Кремлем – «Газпром», – поясняет Небоженко.
Но если Россия теряет в глазах украинцев, то США, мнению которых здесь традиционно не доверяли, теперь набирают.
Директор киевского Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов заметил «НГ», что раньше, когда американцы предупреждали: когда-нибудь московский вентиль будет использован для закручивания гаек в Украине, население отмахивалось: «Это пропаганда». Сегодня об американских предупреждениях вспоминают.
По словам украинских политологов, симпатии теряют не только российские политики. «У руководителей Украины сегодня рейтинги вообще на нуле, и это связано прежде всего с оценкой их компетентности, по крайней мере наши респонденты именно некомпетентность называют решающим фактором неурегулирования газового спора», – говорит Виктор Небоженко.
Похожая ситуация в Белоруссии. Здесь, по словам руководителя белорусского Центра Мизеса Ярослава Романчука, у населения отмечается настороженность во всем, что касается России, люди на улицах, в магазинах, общественных местах ропщут: «Давят газом». Сочувствуя при этом украинцам, что раньше просто считалось невозможным. Эксперт объяснил «НГ», что местные СМИ освещали конфликт Киева и Москвы вначале паритетно, предоставляя слово в равных дозах российским и украинским политикам, но в последние дни на минских телеканалах зазвучали преимущественно упреки в адрес России. По убеждению Романчука, «Лукашенко опасается, что за Украиной придет очередь Белоруссии».
Молдавия попала (сетовали «НГ» молдавские политики) как кур в ощип и теперь замерзает, несмотря на то что уже год вновь дружит с Москвой, исправно платит «Газпрому» и не ссорится с Киевом. В оценке ситуации с исчезнувшим из молдавской трубы газом общество разделилось: часть ругают Украину, часть требуют взыскать с «Газпрома» неустойки через суд. Но сторонники как России, так и Украины задаются вопросом: как эти две страны могут и дальше называться гарантами и посредниками приднестровского урегулирования, если довели Приднестровье до гуманитарной катастрофы? Такой диагноз замерзающему региону поставила Миссия ОБСЕ, которая намерена помочь больницам и школам (русским, украинским и молдавским) Левобережья Днестра.
Радикальное крыло молдавской политики – национал-патриотические партии прорумынского толка – вообще призывает порвать с Россией и просить убежища в ЕС. Заместитель спикера молдавского парламента, лидер христианских демократов Юрий Рошка заявил, что, развязав энергетическую войну путем приостановления поставок газа в Украину и другие европейские страны, Россия продолжила «конфронтацию со всем свободным миром». Эта позиция отражена в заявлении Христианско-демократической народной партии Молдавии.
Вину за нанесенный Молдавии ущерб либерал-демократы возлагают на «Газпром». Лидер Либерально-демократической партии Молдавии Владимир Филат призвал правительство республики обратиться в международный суд с иском против российского газового концерна. Правительство Молдавии вряд ли последует этому совету, но принять меры для собственной энергетической защиты руководство республики не замедлило. Кишинев обратился за помощью в Евросоюз, который уже начал поставлять молдавским селам, оказавшимся без газа и тепла, электронагреватели, теплую одежду. Эксперты ЕС мониторят ситуацию в республике, которая давно заявила о намерении интегрироваться в Евросоюз и теперь надеется отыграть сегодняшний кризис в отношениях России и Украины на себя, заручившись если не гарантиями, то поддержкой Брюсселя.
О том, что думает о действиях своего руководства в условиях газовой войны население России, пока неизвестно. Директор ВЦИОМа Валерий Федоров сообщил «НГ», что социологические опросы на эту тему ведутся, но их итоги будут обнародованы через неделю.