От маршей пустых канистр автомобилисты переходят к переговорам с властью.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Сегодня лидер Межрегиональной общественной организации автомобилистов (МООА) «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков на пресс-конференции в Москве расскажет об отношении к мерам, предпринятым правительством в целях поддержки отечественного автопрома. Судя по интервью, которое руководитель «Свободы выбора» дал «НГ» накануне, это авторитетное автодвижение отныне делает ставку не на протестные акции, а на тихую кабинетную работу.
– Вячеслав Иванович, вчера вступили в силу новые таможенные пошлины в отношении автомобилей, ввозимых в Россию из-за границы. В письме, размещенном на вашем сайте, вы призываете своих сторонников не включаться в протестные ряды автомобилистов и быть предельно осторожными. Почему?
– Я скажу прямо, повышение пошлин на импортные автомобили – только цветочки, а ягодки – грозящий монополизм всего внутреннего российского рынка. О чем, к сожалению, большинство россиян, в том числе и автомобилисты, практически не знают. То есть все, конечно, узнали о новых пошлинах, в Приморье прошли соответствующие волнения в буквальном смысле этого слова, поскольку именно этого региона все таможенные нововведения касаются в первую очередь. Нужно объективно признать: правительство не просчитало последствия введения откровенно протекционистских мер по отношению к отечественному автопрому. Например, в Приморье ведь не две тысячи жуликов, как некие неведомые эксперты сообщили руководству правительства, якобы мутят воду. Здесь почти все население края прямо или косвенно отстроило в течение 15–20 лет целую бизнес-структуру, в которой задействовано чрезвычайно большое количество профессиональных групп, в том числе и государственных. В Приморье даже сельское хозяйство сориентировано на японскую технику. А сейчас все это стоит парализованное. И всю эту реально работающую инфраструктуру, материально-техническую базу, не имеющую аналогов, невозможно заменить бесплатной присылкой, как пообещал премьер, «Жигулей» по железной дороге. Они там никому не нужны даже в качестве подарка, уверяю вас. И через несколько месяцев, когда люди проедят деньги, оставленные на черный день, и поймут, что они остались без работы, будет парализован весь регион. Поэтому акции, которые недавно тут проходили, это преддверие того, что может вообще прокатиться по регионам.
– Тем не менее ваша организация в последнее время все чаще демонстрирует отказ от акций протеста и публичных мероприятий. И более того, вы призываете всех остальных отказаться от демонстрации несогласия.
– Мы не против, мы просто призываем быть предельно осторожными. Потому что все наши предыдущие акции, которые «Свобода выбора» координировала и проводила, 10 всероссийских акций, они проводились немного в другое историческое время. Последняя акция была в конце мая прошлого года, но ситуация в России настолько быстро меняется, а реакция силовых структур на уличную политику становится настолько жесткой, что призыв выйти на улицы грозит многим участникам конкретными, реальными и крупными неприятностями. Начиная от потери работы и административных арестов на срок до 15 суток и заканчивая уголовными сроками. Особенно если учесть, что институт присяжных некоторое время назад был частично ликвидирован, а статьи, под которые можно подвести участников уличных акций, можно характеризовать как организацию уличных беспорядков.
– Можно ли так понять, что все эти меры устрашения настолько вас пугают, что в дальнейшей работе вы отказываетесь от публичной защиты прав потребителей, в том числе автомобилистов?
– Нас это не пугает, это нас заставляет быть достаточно осторожными и ответственными по отношению к людям, которых мы или кто-то другой гипотетически позвали на улицы.
Мы со своей стороны пытаемся достучаться до власти и вести переговорные процессы. Время флэш-мобов и демонстраций вышло. А настало время, может быть, тихой и незаметной, но кропотливой кабинетной работы. Теперь нужно стараться договариваться. И мы, имея определенные контакты в законодательной и исполнительной власти, вели и ведем переговоры. Недавно, например, я как член экспертного совета выступал на заседании думского комитета по транспорту. Пытался довести до присутствующих нашу позицию.
– Как известно, некоторые партии открыто анонсируют переговоры, которые ведутся с вашим объединением. С кем вы себя видите?
– Все не так. Никаких переговоров мы ни с кем не ведем. Интерес практически всех партий к себе мы видим, а объединяться с кем-либо не намерены. То есть на уровне партнерских отношений с представителями некоторых партий работа ведется, а в партстроительство вовлекаться планов нет и не будет. Этот процесс губителен для общественной организации, каковой мы себя видим. К тому же мы всегда можем о себе заявить, что начинали с чистого листа и до сих пор никем не ангажированы.
– И все же не совсем ясно, какими принципами вы теперь будете руководствоваться, защищая права автомобилистов.
– Надо четко понимать, что не акциями едиными и даже не пошлинами едиными жив автомобилист. В каждом регионе есть проблемы насущные, которые, к сожалению, автомобилисты обсуждают, ругаются между собой, эти вопросы обсуждая, но ничего не делают для изменения ситуации. Мы на уровне регионального отделения пытаемся что-то делать с дорогами, выходить на связь с чиновниками, теребить их, гаишников, участвовать в различных общественных комиссиях и так далее. То есть нужно не только воевать, но и сотрудничать, потому что вопрос безопасности касается всех, живущих здесь, там. Это на региональном уровне, а на федеральном у нас также есть возможности, наработанные рычаги, каналы и определенные связи. Иначе говоря, у нас есть возможности обозначать эти проблемы в законодательном поле. А универсальных советов, как жить и что делать, никто не может дать. И я в том числе.