Никита Белых будет решать для себя очень непростые губернаторские вопросы.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Изменение процедуры назначения губернаторов – одна из важнейших реформ уходящего года. Президент отобрал у полпредов право предлагать ему кандидатов на губернаторские посты. И предложил сделать это партии, победившей на выборах.
Реформа выглядит вполне демократичной. В ней есть резон – новый порядок призван покончить с практикой подбора губернаторов узким кругом полпредов. Региональных глав наконец перестанут подбирать допотопным способом – перелистывая засаленные записные книжки с именами более или менее подходящих кандидатов. При этом президент как бы делегировал из Центра полномочия на более низкий уровень.
Но при этом произошло новое перераспределение власти. Полпреды представляли Центр президентский. ЕР в заксобраниях повсюду представляют правительство – через своего лидера. Следствием нынешнего пересмотра взаимоотношений Центра и регионов стала острая реакция губернаторов. В одном из телеинтервью Юрий Лужков вдруг заявил о необходимости вернуться к выборам глав регионов. Уже на следующий день свое заявление московский мэр дезавуировал. Но осадок, как говорится, остался. В виде подспудного обсуждения проблемы удлинения не только президентского и думского, но и губернаторского срока. Но Центр спокоен, так как знает, что доходы региональных бюджетов в условиях кризиса резко упадут, а обязательства по социальным расходам закреплены за регионами. Исполнить их можно будет лишь при помощи Москвы. А в коридорах Минфина все становятся сговорчивее.
Сегодня губернаторы находятся в пиковой ситуации. Если срочно не залатать бюджетные дыры, по весне социальная ткань маленьких городков начнет катастрофически расползаться, а улицы региональных столиц – наполняться «несанкционированными» добропорядочными гражданами. И тогда встанет вопрос о применении силы. В связи с этим позиции силовиков выходят сегодня на первый план. Именно это крыло в правительстве, обрастающем все новыми полномочиями, в последние месяцы 2008-го решительно вышло из тени. Игорь Сечин, получивший должность вице-премьера, играючи расстался с имиджем закулисной силы. Теперь ни одно из важнейших правительственных решений по выделению денег не обходится без участия Игоря Ивановича.
Вряд ли губернаторы захотят входить в жесткую конфронтацию с населением. Скорее, они получат в руки новое оружие против Центра – поскольку именно от них будет зависеть уровень спокойствия в регионах. В военное время главную роль играет не партячейка, а силовые структуры. Единороссы хороши в период мирного, неспешного правления, когда надо делить между собой ресурсы, денежные потоки и хлебные должности. Уличная толпа чужда казенной идеологии. У нее своя есть.
В этот период могла бы помочь отлаженность демократических институтов. Когда на первый план естественным путем выдвигаются лидеры оппозиции, предлагающие рациональные решения проблем. Однако в предшествующие годы властью было сделано все для уничтожения любой самостоятельности в этой области. Процедура выборов становится все более редким явлением в российской политике. А другим путем легитимные лидеры не рождаются. И на их место приходят нелегитимные.
Предстоящий год будет, скорее всего серьезным испытанием для всех уровней российской власти. Прежде всего понадобится способность учиться на собственных ошибках, совершенствоваться и находить точки взаимопонимания с обществом. То есть – с нами.