Владимиру Путину вчера оказалось не до шуток.
Фото Reuters
Седьмое общение Владимира Путина с народом оказалось посвященным отнюдь не политике. Премьер обсуждал хозяйственные проблемы. Кризис явно потеснил в традиционной прямой линии патоку. И почти убрал знаменитый путинский юмор. Отвечая на вопросы россиян, в том числе - и корреспондента «НГ», председатель правительства ясно дал понять, что в курсе людских забот.
Прямая линия премьер-министра стартовала в полдень в Гостином Дворе. Там, где две недели назад проходил съезд «Единой России», был организован call-центр для сбора звонков и SMS-сообщений. Дизайн зала, откуда велась прямая трансляция «Разговора с Владимиром Путиным», повторял оформление съезда: те же синие трибуны вокруг круглой белой сцены. Правда, теперь на сцену падал синий свет.
Яркое освещение, казалось, на миг ослепило премьера, и он чуть запнулся, поднимаясь на сцену. Впервые на подобном мероприятии лицо премьера выражало сильное волнение: цель прямой линии заключалась именно в том, чтобы вселить в российских граждан уверенность в завтрашнем дне. С трибун его приветствовали руководители общественных приемных председателя правительства в регионах и некоторые граждане, обратившиеся к нему через общественные приемные. До начала мероприятия были обнародованы результаты конкурса на лучшую приемную Путина, победителей отметили благодарственными грамотами.
Воспользовавшись преимуществом положения, ведущий Эрнест Мацкявичус поинтересовался, как Путин чувствует себя в кресле премьера? «Главное не кресло, а обязанности, которые порождает та или иная должность. ...И большое счастье, что судьба дает мне возможность работать и послужить стране на этом месте», – заверил премьер.
«Главный вопрос: кризис переживем?» – спросил Мацкявичус. «Сложный период нам предстоит, – предупредил глава правительства. – Морально, экономически, даже политически мы должны быть к этому готовы». «У нас есть все шансы пройти этот сложный период с минимальными издержками и для экономики, и для наших граждан», – обнадежил он.
Первый же вопрос по телефону также оказался о кризисе. Рабочий из Башкирии жаловался, что предприятия в его поселке на грани закрытия. «Жители остались без работы. Как нам дальше жить?» – вопрошал он. Путин признал, что предприятия действительно закрываются, в частности это касается металлургии, ведь мировой спрос на металл упал почти в два раза. «Это объективная проблема, влиять на которую мы не можем. Но я уверен, что конъюнктура изменится», – заверил премьер. Тем, кто уже потерял работу, глава правительства обещал организовать курсы переквалификации и вдохновил увеличением пособия по безработице до 4900 руб.
«Хватит ли государственных резервов?» – процитировал Мацкявичус SMS-сообщение. «Мы не можем допустить того, что было в 1998 году, когда рухнула вся банковская система», – обещал Путин. Премьер поделился мнением, что в банковской сфере не проблема ликвидности, а проблема доверия, и пообещал заставить банки кредитовать реальный сектор. «Мы приняли решение напрямую поддерживать реальный сектор. С таким масштабом кризиса Россия еще не сталкивалась», – признал Путин.
Первое прямое включение было из Северодвинска с завода «Звездочка». Работники завода и военнослужащие выстроились на фоне подлодки «Карелия». По совпадению, именно на этой субмарине Путин проходил боевое крещение в начале срока своего президентского правления в 2000 году. Во время погружения подлодки в воды Баренцева моря ему предложили пройти обряд посвящения в подводники – выпить кружку забортной морской воды до дна. С чем он достойно справился. Моряков интересовал вопрос о предоставлении жилья военнослужащим, уходящим в запас. Блок вопросов, посвященных военной реформе, продолжил генерал-лейтенант Альберт Слюсарь, наблюдавший за прямой линией с трибуны Гостиного Двора. Его волновала судьба прапорщиков и офицеров, которые в массовом порядке будут уволены из состава Вооруженных сил. «Никаких массовых увольнений не планируется. Что касается прапорщиков, их просто не будут готовить вновь», – объяснял премьер. Впрочем, как признался в беседе с «НГ» по окончании мероприятия Слюсарь, такой ответ его не удовлетворил. «Я хотел бы услышать более подробно, как будет решаться судьба увольняемых прапорщиков и офицеров. Это больная тема, за ними стоят их семьи, дети – это около миллиона человек, и все они ждут ответа, что с ними будет», – разочарованно произнес военный.
Упорно пробивавшийся для общения с премьером по телефону житель из Пензы спросил: «Правда ли, что вы пообещали повесить Саакашвили за одно место?» – «Почему за одно?» – улыбнулся Путин. Ошарашенный абонент повесил трубку: в микрофоне раздались гудки. Заметив, что президент Грузии устроил в Южной Осетии «кровавую баню», Путин не уточнил, давал ли подобное обещание. «В этой связи грузинский народ сам примет решение, какую ответственность понесут принявшие такое решение политики», – заявил премьер.
Маленькая Даша из Бурятии попросила Путина на мгновение стать волшебником и превратить ее на Новый год из Золушки в принцессу. Премьер пообещал пригласить девочку вместе с ее сестрой и бабушкой на новогоднюю елку в Москву и подарить подарки. При этом он назидательно посоветовал ей больше думать не о себе и своих желаниях, а о проблемах бабушки. Интересовала россиян и судьба маленького уссурийского тигренка, подаренного Путину на день рождения. «С тигренком все хорошо, он находится в зоопарке в Краснодаре, и вы все можете его там увидеть», – предложил Путин.
Ближе к завершению прямой линии премьер, не изменяя традиции, в режиме блиц-интервью ответил на вопросы пользователей интернета, оставивших сообщения на сайте Путина. Отвечая на вопрос о продлении сроков полномочий президента и Госдумы до шести и пяти лет соответственно, премьер сказал: «В целом президент не предложил кардинальных изменений, которые меняли бы основу конституционного строя. Выборность парламента остается такой же, какой была. Для такой огромной страны, как Россия, шесть лет для президента – это обоснованно». «Как вы смотрите на то, что бардак начинается с выборов?» – зачитал вопрос Путин и тут же отреагировал: «Вы какую страну имеете в виду?»
По окончании прямой линии, которая длилась чуть более трех часов, премьер ответил на вопросы журналистов. Корреспондент «НГ» поинтересовалась у Владимира Путина, пойдет ли правительство на резкую девальвацию рубля в случае усиления кризисных явлений. Категорическое «нет» председатель правительства не произнес, однако заявил: курс зависит «от притока и оттока валюты, но наши золотовалютные резервы дают нам возможность проходить через все эти сложности мягко».
Отвечая на вопрос о возможной отставке правительства, Путин заявил, что «не намерен убегать от проблем, это не в его правилах»: «Следующие выборы в 2012 году, и каждый должен выполнять свой долг, не надо суетиться». Он отметил, что рассчитывает, что все «коллеги по правительству понимают это и не считают возможным проводить кадровые изменения в правительстве». Путин также положительно оценил и то, как осуществляется его взаимодействие с президентом Дмитрием Медведевым. «Мне, например, очень нравится, как работает наш тандем с точки зрения эффективности работы».
После того как премьер покинул Гостиный Двор, корреспондент «НГ» поинтересовалась у генерал-лейтенанта Слюсаря его впечатлениями. «На протяжении семи лет, как проходит прямая линия, народ задает одни и те же вопросы, и Путин вынужден давать одни и те же ответы. Это говорит о том, что время идет, страна меняется, а проблемы так и остаются нерешенными. Неплохо было бы не просто поговорить три часа, а действительно предпринять какие-то меры», – заключил собеседник «НГ» с военной прямотой.
Читайте также:
═