0
903
Газета Политика Интернет-версия

21.11.2008 00:00:00

Опасно высокий рейтинг

Александра Самарина.
Зав. отделом политики "Независимой газеты"

Об авторе: Александра Самарина, редактор отдела политики

Тэги: петров, общество, кризис


Член Московского центра Карнеги Николай Петров в беседе с редактором отдела политики «НГ» Александрой Самариной отмечает недоговоренность власти в диалоге с обществом. Эксперт считает предложенные лидером «Единой России» и премьером Владимиром Путиным слишком мягкими для той жесткой ситуации, в которой оказалась страна.

– Николай, премьер вчера предложил целый набор мер для удержания страны на краю с таким трудом добытой стабильности. Многие из них выглядят просто революционными – к примеру, 10%-е снижение налогов для малого бизнеса. Способны ли они избавить Россию от опасностей социально-политической нестабильности?

– Перед съездом стояли серьезные вопросы. Превратится ли «Единая Россия» из партии для власти в партию власти? То есть – в партию, которая будет принимать решения и отвечать за их выполнение? Вторая проблема: будут ли изменения в политической конфигурации, связанные с возможным уходом Путина из премьер-министров и досрочными выборами? Третий и самый главный вопрос, на который он, казалось бы, точно должен дать ответ: какую оценку дают сам Путин и его правительство глубине и продолжительности кризиса, какие цели ставит и какие приоритеты выдвигает? Ответов не прозвучало. А то, что прозвучало, – это обещания ничего кардинально не пересматривать и апелляции к стратегии-2020, которая в новой ситуации полностью утратила свое значение. То есть правительство не в состоянии или не хочет представить ревизию своих планов и адекватную стратегию выхода из кризиса. А представленные меры – может, они и хороши, но оценивать их невозможно, не понимая, как правительство видит ситуацию в целом и какую стратегию реализует. То есть впечатление такое, что правительство – пожарная команда, которая решает проблемы по мере их возникновения.

– А главное, не определены сроки наших экономических бед. На какую дистанцию бежит правительство? В который раз партия власти с удовольствием заглядывает на 12 лет вперед, не зная, что будет через год, или через месяц.

– Если кризис закончится через 2 - 3 месяца, то очевидно, правительство действует правильно, не давая отчета гражданам и экспертам. Не представляя им своего видения реальной ситуации, а бодро докладывая об успехах, обещая всем отсутствие потерь из-за кризиса. Но в случае, если кризис продлится дольше – а никто из серьезных экономистов не считает, что это все закончится так быстро, на что, по-видимому, рассчитывает правительство, – окажется, что тактика, которая выбрана – губительна. Это тактика врача, который пришел к пациенту и вместо того, чтобы поставить диагноз и начать серьезное лечение, просто какими-то смешками и подбадриваниями держит его в хорошем психологическом тонусе. Если через какое-то время все пройдет, хорошо. А если ситуация будет ухудшаться, то люди, не подготовившись и пребывая в счастливом неведении, будут слишком сильно разочарованы.

– И что тогда произойдет? Наступит шоковое состояние? Полная потеря ориентации – в том числе и политической? Известно: от любви до ненависти один шаг.

– Будет серьезный шок. Соцопросы сейчас демонстрируют, что рейтинг Путина и Медведева даже вырос. На самом деле это обстоятельство должно вселять не оптимизм, а очень серьезную тревогу. Одно дело – спуститься медленно, другое дело – рухнуть. Кризис серьезный только начинается, дальше будет хуже. А людей поддерживают в убеждении, что это происходит где-то далеко, и нас происходящее не очень-то касается, и правительство делает все, чтобы люди не почувствовали кризиса. Наступит момент, когда они столкнутся с гораздо большей реальностью: у правительства не окажется больше ресурсов, чтобы делать необходимое, потому что оно потратило колоссальные средства на сохранение иллюзий и на цели тактические, а не стратегические. Окажется, что разрыв между реалиями и ожиданиями слишком велик.

– Главные проблемы – денежные? Или все-таки те, что лежат в области управления страной?

– Институционально главная проблема: высокий рейтинг Путина, который сейчас всячески поддерживается и сохраняется – это дело не только Путина. Это база стабильности всей политической системы. Нет институтов, которые сохранят стабильность при резком падении популярности лидера страны. Поэтому такие институты надо создавать и усиливать – без них экономический кризис вызовет очень глубокий политический кризис.

– Что означают на этом фоне заявления некоторых губернаторов, заговоривших о возвращении старой системы выборов региональных начальников?

– Демарши сильных региональных лидеров означают, что они лучше представляют себе политическую динамику: центр слабеет – и по отношению к гражданам, и по отношению к регионам, и поэтому патерналистская модель, которая всячески культивировалась в последние годы, когда центр всем раздавал деньги, перестает работать. В этой ситуации нужны какие-то серьезные решения, которые позволят на региональном уровне решать вопросы, связанные с кризисом. Иначе может случиться управленческий паралич. Иначе нельзя будет улучшить ситуацию в каждом конкретном городе, на каждом конкретном предприятии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
785
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
491
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
964
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
955

Другие новости