0
1259
Газета Политика Интернет-версия

20.11.2008 00:00:00

Национализация кризиса

Сергей Шишкарев

Об авторе: Сергей Шишкарев - председатель комитета Государственной Думы по транспорту; член генерального совета партии "Единая Россия", координатор проекта "Транспорт объединяет Россию", кандидат юридических наук.

Тэги: кризис, демократия, россия


Экономические кризисы так или иначе сопровождают практически всю историю человеческой цивилизации. Государственные и политические институты сталкиваются с возрастающими рисками невоенных угроз, которые год от года приобретают комплексный, глобальный характер.

В 2008 году глобальная экономика столкнулась с вызовом несовершенной системы выработки политических и экономических решений. Вложение в производство опередило темпы потребления товара. Экономическая ситуация, развиваясь в условиях дефицита рынков сбыта, была подорвана крайне неразумной и недальновидной финансовой политикой американских властей. В результате – всемирный кризис, который уже негативно отразился на развитии экономической системы нашей страны, а значит, и на развитии всех общественных институтов. Особое опасение вызывает ситуация с теми экономическими направлениями, которые являются базисными и нуждаются в незамедлительной модернизации. К таковым в том числе относится и транспортная отрасль.

Сегодня российской государственности предстоит решить целый комплекс непростых задач: не потерять стабильность, экономическую и политическую; сохранить вектор развития; избежать зависимости от международных финансовых и политических институтов; защитить национальные интересы. Это, в свою очередь, обуславливает возрастающую роль системной стратегии, идеологического вектора, который наиболее отчетливо представлен в концепции суверенной демократии.

Кризисная ситуация требует от лиц, принимающих государственные и политические решения, последовательных действий, направленных на восстановление социальной и экономической систем, общественного доверия, и целостности управленческих механизмов. Ведь исторический опыт показывает, что довольно часто кризисы являются первопричиной потери контроля за общественно-политической ситуацией.

Каким образом отреагировал на кризис механизм суверенной демократии, который постепенно интегрируется в существующую российскую действительность?

Реакция первая.

Укрепление государственности и демократизация партийной системы.

Предложение президента РФ Дмитрия Медведева о внесении изменений в конституционное законодательство, безусловно, является логическим продолжением процесса укрепления российского суверенитета и усиления механизмов ответственности властвующих субъектов перед российским народом. Увеличение срока президентства и продолжительности работы парламента уравновешивается демократизацией партийной системы в виде мер по поддержке малых партий и реформой Совета Федерации. Только стабильная политическая система способна консолидировать общество и противостоять кризисным явлениям, в том числе и в сфере экономики, обеспечивая материальное благосостояние, свободы и справедливость всем гражданам, социальным группам и народам.

Заметим, что, усиливая суверенные принципы существования нашего государства, мы ни в коем случае не препятствуем развитию демократических институтов и поощряем роль интеллектуального превосходства и социального обмена. А это немаловажно для поддержки конкурентоспособности на мировой арене. Именно сохранение свободной конкуренции среди экономик мира – основная предпосылка выхода из мирового кризиса.

Реакция вторая.

Сохранение национальных интересов.

Выступая на заседании правительства 17 ноября сего года, председатель правительства РФ Владимир Путин особо отметил, что Россия должна участвовать в совместной работе с международным сообществом по преодолению последствий глобального финансового кризиса только на основе принципов равноправия. Фактически был продекларирован тезис о защите национальных экономических интересов, национальных производителей. Не будем повторять уже растиражированные призывы к тому, чтобы наша страна нашла возможность обратить все эти мировые кризисные процессы в свою пользу. Считаем, что все это, безусловно, должно происходить в условиях либерализации международных отношений и демонополизации глобальной экономики. Декларирование защиты национальных интересов России в период глобального экономического кризиса полностью отвечает развитию суверенной демократии, гражданского общества, надежного государства, конкурентоспособной экономики и эффективного механизма влияния на мировые события.

Кризис, как ключевая точка, крутой перелом, предполагает переход к качественно иным формам отношений, механизмам регулирования, ценностным приоритетам. Определенно примером нового международного взаимодействия в условиях кризиса стал саммит «большой двадцатки», на котором говорилось не только о дефиците рынков сбыта, но и о дефиците доверия между ведущими мировыми державами. Определенным выходом из сложившейся ситуации стал призыв президента России Дмитрия Медведева к перестройке мировой финансовой системы и предложение о создании международной комиссии независимых, авторитетных экспертов для регулирования вопросов финансовой системы, чтобы процесс реформирования был максимально обоснованным и эффективным.

Следует заметить, что все меры, описанные в совместной декларации стран G20, совершенно обоснованно сводятся к финансовым инструментам преодоления кризиса, таким как укрепление прозрачности и подотчетности. При этом, на наш взгляд, еще одной мерой по борьбе с глобальным кризисом должно являться развитие реального сектора экономики. Только инновационные технологии и научно-технический прогресс смогут вывести мировую экономическую систему из того «бумажного тупика», который был искусственно создан американской финансовой системой.

Реакция третья.

Экономические стратегии и инновации как инструменты в преодолении кризиса.

3.1. Инновации.

Мы уже упоминали усиление конкурентоспособности как одну из возможностей выхода из кризисной ситуации. Источником же конкурентоспособности являются образование и наука, отождествляемые с творческим сословием и креативными гражданскими группами, способными к новациям и передовому мышлению. Рискнем высказать предположение, что одной из причин нынешней ситуации в экономической системе стало резкое доминирование «бумажного» сектора экономики над «реальным», сырьевой экономики над высокими технологиями и инновационным производством.

Применимо к российской экономической системе мы получили ситуацию согласно русской поговорке «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Еще два года назад в Параграфах pro суверенную демократию Владислав Сурков отмечал «дутое благополучие газированной экономики» – неблагонадежную зависимость от сырьевой экономики. Таким образом, уже сегодня в условиях мирового кризиса самым актуальным становится тезис о выстраивании базиса инновационной культуры, системы создания уникальных знаний – поскольку «это власть и капитал для сбережения народа».

3.2. Стратегии.

В настоящий момент в нашей стране не просто не приостановилась работа над инновационными проектами, она бурно развивается. Как пример можно привести появление Транспортной стратегии России до 2030 года, которая при успешной ее реализации способна «вытянуть» все основные отрасли российской экономики. Одновременно с этим нельзя не понимать: если встанет транспорт, остановится и все остальное. Можно искусственно поддерживать курс рубля, а можно и строить дороги, обеспечивая тем самым новые рабочие места, повышать транспортную доступность, которая, вне сомнений, придаст интенсивность экономическим потокам.

Сегодня мы с определенной долей самокритики говорим о том, что транспорт России существенно отстает от транспортных систем многих государств – как в Европе, так и в Азии. К слову, Россия пока еще не реализовала свои грандиозные транзитные возможности, наша страна так и не стала тем самым «мостом» между Европой и Азией. Развивая транспортную систему внутри страны, мы влияем и на развитие внутренней национальной экономики, и на процессы в мировой экономической системе.

Самым правильным решением, тем более в период глобального кризиса, станет приоритетное развитие транспортных систем с обязательным использованием инновационных подходов. Ведь транспортная отрасль оказывает влияние абсолютно на все сектора: и машиностроение, и энергообеспечение, и научные разработки, и мобильность населения. В свою очередь, для успешной реализации транспортной стратегии, как и любой другой, нам надо обеспечить ее привлекательность для частного бизнеса и потенциальных инвесторов. А главное – выстроить жесткую систему контроля над выполнением плана реализации.

Таким образом, любая экономическая стратегия, которая формируется сегодня в России, способна при грамотной ее реализации внести свой вклад в преодоление последствий мирового кризиса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1279
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
906
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
438
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
611

Другие новости