В минувшую среду, 29 октября, на заводе «Прогресс» имени Сазыкина в городе Арсеньеве Приморского края отечественным журналистам продемонстрировали боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор». Очередная, далеко не первая презентация этой уникальной машины была связана с тем обстоятельством, что ее наконец-то запускают в серийное производство. Главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин даже заявил, что уже в будущем году российская армия примет на вооружение первую партию таких вертолетов. А согласно данным из открытых источников, до 2015 года в войска должно поступить аж 12 таких машин (!). Огромная серия!
Небольшая авторская ирония вызвана тем, что боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор», дальнейшая модификация еще одной уникальной разработки отечественных оружейников, а точнее, Конструкторского бюро Камова, которым все последние двадцать с лишним лет руководит генеральный конструктор Герой России Сергей Михеев, Ка-50 «Черной акулы», действительно обладает очень высокими тактико-техническими характеристиками. Он может вести бой днем и ночью, в любых погодных условиях. Вооружен сверхзвуковыми противотанковыми ракетами, управляемыми ракетами «воздух-воздух» и другим оружием, способным сделать его победителем как в воздушном бою, так и в ходе проведения специальной операции, уничтожения бронированных и хорошо защищенных целей. Самого разного назначения – от систем управления противника до его ракетных комплексов. А главное – эта машина готова работать в информационно-коммуникационной сети, практически как командный пункт, собирая на свой бортовой компьютер информацию об обстановке на поле боя и выдавая команды на поражение разведанных целей на другие вертолеты или наземные системы высокоточного огня. Быть фактическим главарем атакующей стаи.
У «Аллигатора» есть масса других достоинств, о которых здесь просто нет места рассказывать. Но вот что удивительно. При всем этом он, как и его предшественница – «Черная акула», почти пятнадцать лет никак не мог пробиться в войска. Хотя первый вылет Ка-52 состоялся еще в 1994 году. Почему это происходило?
Если послушать отдельных военачальников и представителей оборонной промышленности, они будут говорить об отсутствии денег на производство этой машины, об упадке ВПК, который был не в состоянии ее выпускать, о невнимании правительства в те далекие годы к реальным потребностям армии и т.д. и т.п. Все это правильно. Но почему-то никто не вспомнит, что этот вертолет был крайне необходим стране в годы первой и второй антитеррористических операций в Чечне, что он крайне нужен там, на Северном Кавказе, и сейчас, о том, что судьба Ка-52, как и судьба Ка-50, целиком зависела от вкусовых пристрастий некоторых авиационных генералов и их тесной связи с другими конструкторскими бюро и другими заводами, которые были очень не заинтересованы в выпуске «Акулы» и «Аллигатора» и принятии их на вооружение. Хотя и та, и другая машина не раз побеждали в тендере на поставку в войска. Ка-50 это сделал еще в 1984 году, в закрытом конкурсе, который проводился по решению ЦК КПСС, Совета министров СССР и Министерства обороны СССР.
Аргумент против «Акулы» выдвигался смехотворный – мол, там в кабине только один летчик, ему будет трудно одновременно следить и за рельефом местности, и за обстановкой на поле боя и в то же время вести саму машину. И возражение, что в истребителе – тоже один пилот, но он все успевает сделать, не принималось. Именно из-за этой основной причины Сергей Михеев и его коллеги по КБ вынуждены были сделать новую машину Ка-52, где в кабине могли находиться уже два летчика, один из которых вел машину, а другой – выполнял обязанности оператора-наводчика, штурмана и координатора боевых действий партнеров по воздушному бою. При этом они могли и могут заменять друг друга в ходе проведения боевой операции.
Но опять же потребовались долгие пятнадцать лет неоднократного участия в международных выставках, многие тома восторженных отзывов специалистов, все новые и новые испытания машины как в заводских, так и в полигонных условиях, хождения по высоким кабинетам и яростная полемика с противниками «Аллигатора», прежде чем наконец-то было вырвано согласие на включение его в Гособоронзаказ и поставку в войска. И такое решение было вызвано не только тем, что сегодня трудно найти боевую машину, равную по своим возможностям Ка-52, но еще и потому, что необходимо было срочно помочь Арсеньевскому авиационному заводу «Прогресс», где без производства «Аллигатора», а также сверхзвуковой противокорабельной ракеты «Москит» могло быть потеряно уникальное предприятие – единственное на Дальнем Востоке, способное выпускать такую высокотехнологичную технику.
Конечно, 12 «Аллигаторов» на ближайшие пять–семь лет – это, разумеется, не серия. Но сохранится завод, не разбегутся его специалисты, не потеряется уникальная технология, которой сегодня обладает только Россия. А значит, ее армия сможет воевать, если это понадобится, не на машинах вчерашнего дня.