Верховный главнокомандующий: будущее армии за молодыми офицерами.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера прошло заседание коллегии Министерства обороны, посвященное определению плана первоочередных мероприятий по развитию армии и флота в связи с утверждением перспективного облика ВС РФ. Министр обороны Анатолий Сердюков, подводя итоги, сказал, что это только начало большой и трудной работы.
Облик армии перманентно меняется второе десятилетие подряд. Предыдущий министр обороны Сергей Иванов провел, как он думает, реформу Вооруженных сил РФ, о чем отрапортовал президенту Владимиру Путину. С тех пор армия только совершенствуется и оптимизируется. Но то и другое делается кардинально.
Нынешний министр обороны Анатолий Сердюков уточнил, что процесс трансформации Вооруженных сил идет постоянно. Сейчас этот процесс пошел усиленно. После провалившейся из-за нехватки денег попытки переодеть армию в туалеты от дизайнера Юдашкина с итальянскими пуговицами, шинелями за 15 тыс. руб. и курточками с несгибаемой пропиткой настала очередь структуры управления войсками.
В Вооруженных силах ликвидируются дивизии и полки. Вместо них будут бригады, как во Внутренних войсках МВД или в американской армии. Вместо четырехзвенной структуры военный округ–армия–дивизия–полк армия перейдет к трехзвенной: военный округ–оперативное командование–бригада. Разговор о приведении Минобороны к подобной американской структуре шел не один год, но ускорила процесс «пятидневная война» на Кавказе, выявившая преимущества более компактных подразделений. В течение трех лет планируется почти на порядок, то есть в разы, сократить количество воинских частей и соединений, избавившись от частей неполного состава. Как подчеркнул Анатолий Сердюков, останутся лишь части постоянной боевой готовности. И соответственно останутся лишь офицеры, реально управляющие подразделениями, а не служащие где-нибудь на складе.
Если правильно понимать министра, будут полностью ликвидированы кадрированные части, ехидно прозываемые «кастрированными». Это, по сути, склады техники и вооружения,которые обслуживаются с небольшим количеством военнослужащих, но имеющие статус полков и дивизий. Они служили своего рода кузницей кадров. Поскольку в таких тихих дивизиях редко случались ЧП, не было нареканий по поводу боевой учебы и учений за почти полным отсутствием таковых, их офицеры делали блистательную карьеру. Поэтому среди генералов полно таких, кто реальным подразделением выше батальона, а то и роты не командовал и пороху не нюхал.
В связи с этим к 2012 году из 1100 генералов останется только 900, то есть примерно по одному на батальон. Снизится и численность центрального аппарата Минобороны и органов военного управления. «У нас сейчас численность центрального аппарата составляет 10 523 человека, органов военного управления – 11 290 человек», – сказал Анатолий Сердюков и объявил об их сокращении в 2,5 раза до 8,5 тыс. человек к 2012 году. Сокращения аппарата проходят регулярно, раз в 4–5 лет, превратившись в ритуал. Никто ведь не знает, какой реально нужен штат для управления реальными войсками. Что позволяет через некоторое время аппарату снова вырасти до подходящих размеров.
Количество офицеров в армии будет оптимизировано по мировым нормам. По словам министра, «мировой опыт показывает, что численность офицеров в армии составляет от 7 до 20%». «К 2012 году мы скомплектуем миллионную армию, в которой численность офицерского состава будет 150 тысяч, то есть составит 15% от общей численности». Сегодня в Российской армии 335 тыс. офицеров. До конца этого года ликвидируют около 40 тыс. вакантных офицерских должностей. Есть смутное подозрение, что это отнюдь не хлебные должности, а самые «отдаленные» и «в особых условиях».
Кроме того, сегодня в армии 26,7 тыс. офицеров выслужили свой срок. Осталось их только обеспечить квартирами и уволить. В 2009 году еще 9,1 тыс. офицеров достигнут предельного возраста. Еще более 100 тыс. избыточных офицеров за три года переведут в гражданские специалисты, сократят вместе с дивизионным звеном и другими способами попросят снять погоны.
Зато численность младших офицеров – лейтенантов и старших лейтенантов – должна возрасти к 2012 году с 50 тыс. до 60 тыс. человек. Но тут, как говорится, неувязочка выходит. Уже сейчас нехватка младших офицеров войскового звена на первичных должностях – командиров взводов, начальников служб, аппаратных, боевых расчетов – составляет 40–50% от необходимого. Связано это с закрытием военных кафедр гражданских вузов. Созданные вместо них учебные центры не могут восполнить недостаток. Надо вспомнить, что с гражданки еще недавно призывали на два года офицерской службы до 15 тыс. выпускников вузов в год. Именно они компенсировали дефицит лейтенантов, которые всеми правдами и неправдами, наоборот, стремились с военной службы отправиться на гражданку. Сейчас таких двухгодичников в армии 7,5 тыс. Но скоро не будет вовсе.
В армии останутся только части постоянной боевой готовности. Фото Сергея Приходько (НГ-фото) |
Каким образом министр Сердюков собрался увеличить на 20% количество младших офицеров? Ведь, по его словам, «сегодня мы имеем 65 вузов, в том числе 15 академий, четыре военных университета, 46 военных училищ и военных институтов. Вместо этого мы хотим создать 10 системообразующих вузов». Об увеличении набора курсантов не говорится. К 2012 году запланировано создать три военных учебно-научных центра, шесть военных академий и один военный университет. Они будут и учить, и вести исследовательские работы. Здесь же Анатолий Сердюков намерен сосредоточить весь имеющийся профессорско-преподавательский состав. А существующие сегодня военные училища и институты станут филиалами этих центров.
Здесь хотелось бы подробностей, а то получается, что нынешние 65 военвузов переименуют в филиалы и еще создадут 10 центров, куда заберут всех преподавателей. При этом, как отметил министр, центры будут создаваться по территориальному, а не видовому признаку. То есть танкисты, летчики, моряки и ракетчики вполне могут учиться вместе. Анатолий Сердюков сказал, что материально-техническая база военвузов в значительной степени устарела, а бюджет не позволяет ее обновлять во всех 65 учебных заведениях сразу. Так что, видимо, пока купят тренажеры для танкистов и будут все вместе тренироваться. Все равно у будущих летчиков нет керосина на полеты.
Наверняка часть вузов закроют, особенно в Москве и Петербурге, где земля и недвижимость очень дороги. Выселят с устаревшей базой и профессорско-преподавательским составом на периферию. Положительный опыт уже есть. Академию химической защиты перевели из Москвы в Ярославль. К сожалению, ни один, хочется особо подчеркнуть, ни один доктор наук из преподавательского состава вместе с ней не поехал. Каковы там сейчас уровень преподавания и качество базы, лучше не спрашивайте. Отрыв армии от культурных центров будет продолжен.