Партия власти готовит поправки к некоторым действующим законам, чтобы зафиксировать в них право политических партий собирать жалобы и требования населения. Предполагается, что именно партии будут передавать их в госорганы. Правда, единороссы сразу предупреждают: народные чаяния будут транслироваться наверх не автоматически, а выборочно. Так что партии в этом случае станут своего рода фильтрами.
Вчера на Охотном ряду должно было состояться заседание экспертного совета ЕР по законодательству. На нем и предполагалось обсудить концепцию законопроекта, предоставляющего партиям роль посредника между народом и государственными органами. Обыкновенно входящих в эту структуру единороссов ходить на все заседания не заставляют. Но в этот раз пригласительные письма были весьма категорическими. Все дело в том, что участвовать в законодательном "мозговом штурме" планировал лично первый заместитель руководителя администрации президента РФ Владислав Сурков. Однако уже в середине вчерашнего дня стало известно, что заседание экспертного совета отложено. Как удалось выяснить "НГ", это произошло, судя по всему, потому, что у Суркова не получалось на него попасть. Когда же корреспондент "НГ" принялся интересоваться, почему посовещаться нельзя было и без Суркова, то собеседники стали реагировать возмущенно: мол, проект общественных приемных лидера ЕР Владимира Путина – это личное детище Суркова и все, что с ним связано, он планирует контролировать также лично.
Корреспонденту "НГ" стало известно, что в профильном думском комитете по конституционному законодательству, который в будущем и станет заниматься данной законодательной инициативой, пока ничего о ней не слышали. Тем не менее, "НГ" удалось добыть проект пояснительной записки к готовящемуся сейчас для внесения в нижнюю палату документа. В нем единороссы четко указывают на то, что именно их партия хочет стать главным посредником между государством и обществом. Например, они без ложной скромности пишут, что количество обращений граждан к той или иной партии "прямо пропорционально авторитетности того или иного объединения". В проекте предлагается позволить россиянам обращаться к власти через партии. Правда, пока никакого запрета на то, чтобы они общались с госструктурами лично, все-таки не вводится. Интересно, что медведи открыто пишут, чтобы люди не ждали того, что партия станет автоматически переправлять их жалобы в исполнительную власть. Они намерены дать право каждой партии самой определить процедуру обработки чаяний народа. Таким образом, ЕР планирует стать не просто неким предварительным ситом, а своего рода специальным фильтром сосредоточенной селекции. В радиотехнике они используются на входе в приемнике для того, чтобы сразу же отсеивать слабые и паразитные сигналы.
Лидер думской фракции "Справедливая Россия" Николай Левичев, услышав об идее единороссов, выразил серьезное недоумение. Дело в том, что, по его словам, именно так сейчас все и происходит: "отчаявшиеся в общении с чиновниками граждане пишут в партию, которая подключает прежде всего свои депутатские резервы". Так что Левичеву было не очень понятно, зачем медведи придумывают какой-то закон. Он, кстати, отметил, что "в условиях тотальной партизации исполнительной власти будет интересно посмотреть, как глава местного отделение ЕР будет реагировать на жалобу в отношении главы местной администрации – в том случае, если он-то и занимает эти две должности". По мнению Левичева, все это больше похоже на пиар-акцию. Как выразился глава думских эсэров: "Пооткрывали общественных приемных и теперь надо придумать, чем же их занять". Он выразил сомнение в том, что еще одна бюрократическая инстанция – теперь уже партийная – сильно поможет нашим гражданам. А его заместитель Геннадий Гудков вообще предложил подойти к проблеме более радикально. "Не надо ничего придумывать, никаких законов менять и никаких механизмов закладывать – надо просто опять ввести в Конституцию статью о руководящей и направляющей роли партии", – отметил он. По его словам, "мы уже для этого созрели и не надо нынешней ситуации стесняться". Свою шутку Гудков продолжил утверждением, что "широкие демократические массы нашего народа безусловно поддержат это начинание, особенно если с ним выступит та партия, которая как раз и станет этой самой главной силой, а по сути дела государственной структурой".