Опыт советско/российско-американского сотрудничества в космосе свидетельствует о том, что данное сотрудничество напрямую зависит от общего состояния связей между двумя странами. Разрядка в конце 1960-х – начале 1970-х годов породила проект «Аполлон-Союз», ухудшение отношений в конце 1970-х годов в связи с походом президента Картера за права человека в СССР и вводом советских войск в Афганистан привело к замораживанию взаимодействия в космосе. Окончание холодной войны ознаменовалось началом самого масштабного партнерства России и США за пределами атмосферы в рамках проекта Международной космической станции (МКС). Не станут ли последние события на Кавказе, охарактеризованные агентством «Франс-Пресс», как самое большое обострение отношений между Москвой и Вашингтоном после холодной войны, причиной прекращения космического сотрудничества между двумя странами?
Первая реакция из-за океана не дала повода для оптимизма. Сенаторы Джон Маккейн, Кей Хатчинсон и Дэвид Виттер обратились 25 августа с письмом к президенту Бушу, в котором попросили его поручить НАСА не предпринимать по меньшей мере в течение года никаких действий, которые помешали бы эксплуатировать шаттлы и после 2010 года. По мнению сенаторов, российская «интервенция» в Грузию заставила задуматься о надежности России как партнера по МКС и поставщика транспортных услуг для станции. «Мы озабочены тем, что у нас нет гарантии, что Россия и дальше будет предоставлять подобные партнерские и взаимовыгодные услуги», – говорится в письме.
Однако, намекая на возможную инициативу со стороны России по разрушению этого важнейшего элемента российско-американского сотрудничестве в космосе, законодатели на деле сами проявили подобную инициативу. В письме они подвергли сомнению «мудрость» сохранения поправки к «Иранскому акту», без действия которой, как известно, НАСА не сможет продолжать платить России за доставки астронавтов США и сопутствующих грузов на МКС.
Однако есть два обстоятельства, позволяющих надеяться на сохранение космического сотрудничества в качестве «моста» дружбы и взаимопонимания между Москвой и Вашингтоном.
Первое заключается в том, что Соединенные Штаты, по мнению эксперта из московского отделения Фонда Карнеги Маши Липман, «куда больше нуждаются в России, чем – наоборот». Потребность в российской поддержке на конец первого десятилетия XXI века у США несравненно выше, чем в период противостояния двух сверхдержав, когда Соединенным Штатам в основном необходима была поддержка не от России (в лице СССР), а от других стран против нее. Однако теперь набор «одергивающе-воспитательных» действий Вашингтона против Москвы просто бледнеет по сравнению с аналогичными действиями, которые Москва может предпринять против Вашингтона, подчеркнула Липман.
США требуется поддержка России в войне против талибов в Афганистане, в стремлении Вашингтона заставить Иран и Северную Корею отказаться от своих ядерных программ, а кроме того, Америке по-прежнему необходимо укреплять безопасность российских объектов, где находится оружие массового поражения, напомнила она. Сохраняющийся российско-американский космический альянс в рамках МКС призван служить напоминанием о том, что «стратегическое партнерство» между Москвой и Вашингтоном, несмотря на имеющиеся между ними разногласия, «скорее живо, чем умерло».
Второе обстоятельство состоит в том, что в отличие от ситуации времен противостояния «Восток–Запад» космическая программа США зависит от России. Причем зависимость эта двоякая. С одной стороны, без российских ракет-носителей «Союз», выступающих в том числе в роли «спасательных шлюпок», американцы не смогут постоянно находиться на МКС, а после 2010 года, когда будут списаны шаттлы, – и попасть туда. С другой стороны, без российских кораблей США не смогут выполнять свои обязательства перед Канадой, Европой и Японией по доставке их представителей на комплекс, проживанию там и возвращению на Землю. Важно отметить, что в данном случае речь идет именно о зависимости Соединенных Штатов от России в космосе, а не о взаимозависимости. По словам главы НАСА Майкла Гриффина, Россия в одиночку может справиться с эксплуатацией МКС.
Что касается будущего, то, с одной стороны, Конгресс, по мнению сенатора Билла Нельсона, может из-за событий в Южной Осетии не одобрить продолжение закупок российской техники после 2011 года. С другой – в 2015 году должен начать летать новый пилотируемый корабль США «Орион», что в любом случае снимет для США необходимость в приобретении «Союзов». Это означает, что основополагающей идеологией развития отечественной космонавтики должна стать реализация крупномасштабных инновационных проектов с опорой на собственные силы.