В российском МВД грядут перемены. Указом президента фактически расформирован Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ). На долю реформированной структуры осталась борьба с экстремизмом и госзащита участников уголовного судопроизводства. С чем связан очередной этап реформ, пока непонятно. Официальные комментарии на этот счет крайне скупы. Что же касается неофициальных источников, то они высказывают самые разные версии – от наведения порядка в структурах министерства до противостояния в его руководстве.
ДБОПиТ без преувеличения можно назвать самым могущественным подразделением МВД. Практически все громкие дела последних лет – результат работы его сотрудников. Теперь же ДБОПиТ фактически прекратит существование в своем прежнем виде. Его функции по борьбе с общеуголовной преступностью будут переданы Департаменту уголовного розыска (ДепУР), а дела экономической направленности перейдут Департаменту экономической безопасности (ДЭБ). ДЭБу будут переданы также функции по борьбе с коррупцией, за которую последнее время отвечал ДБОПиТ.
Отчего же вдруг такое решение? Как следует из текста самого указа, документ подписан «в целях совершенствования руководства деятельностью МВД РФ и органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности, борьбе с коррупцией, организованной преступностью и экстремизмом┘». Однако в чем преимущества новой системы и в чем недостатки прежней, в документе не говорится. В самом МВД подробных комментариев новой реформы не дают. Как заявил «НГ» руководитель Центра общественных связей МВД Валерий Грибакин, «указ только что подписан и что либо комментировать пока рано». По его словам, в ближайшие дни в МВД будет организована работа по выполнению положений указа. Валерий Грибакин, однако, заявил, что борьбой с оргпреступностью будут заниматься те же люди. Только работать они будут в других департаментах. По мнению источника «НГ» в центральном аппарате МВД, последние изменения призваны упростить чересчур сложную систему подведомственности, когда одно и то же преступление могло проходить по нескольким департаментам. Теперь же создается подобие советской системы с уголовным розыском и ОБХСС.
Есть, однако, и еще одна версия. Согласно ей, толчком к реформе могли послужить служебные противоречия ряда ответственных сотрудников ведомства и некоторые проблемы в ДБОПиТ. После того как осенью 2006 года Сергей Мещеряков, возглавлявший тогда ДЭБ, был назначен главой ДБОПиТ, его преемником в ДЭБе стал Евгений Школов. Школов перешел в МВД с должности вице-президента «Транснефти» и, по данным ряда СМИ, лично знаком с Владимиром Путиным по прежней работе в КГБ. Подразделение по борьбе с коррупцией – Оперативно-розыскное бюро (ОРБ) № 10 – входило в состав ДЭБа, но после ухода Мещерякова оно было переподчинено ДБОПиТу. Поговаривают, что Школов выступал за то, чтобы ОРБ
№ 10 оставалось в ДЭБе. В ноябре 2007 года Евгений Школов был назначен на должность замминистра МВД, и реформа, по некоторым данным, не обошлась без его поддержки. По крайней мере теперь антикоррупционное подразделение вернулось в подчинение ДЭБа. Стоит также отметить, что подписанию указа предшествовала серия коррупционных скандалов в ДБОПиТе. За последнее время были заведены уголовные дела на нескольких сотрудников департамента.