Министр обороны РФ Анатолий Сердюков пробыл вчера на Охотном Ряду более двух часов. После закрытого правительственного часа в кулуарах Госдумы он сообщил журналистам о том, что беседа была серьезной и конструктивной. Депутаты сообщили «НГ»: главе Минобороны пришлось ответить на множество неудобных вопросов.
К закрытому заседанию Госдуму подготовили основательно. Заперты и опечатаны были все помещения, хотя бы углом примыкающие к залу заседаний. А в коридорах вокруг него из потолочных динамиков все два часа лилась музыка советских композиторов. А еще почему-то в это же время на Охотном Ряду отрубились интернет и внутренняя сеть, и мобильные телефоны работали плохо.
Впрочем, официально связи между всеми этими событиями никто не подтвердил. Перед началом правительственного часа депутаты уже привычно пожимали плечами: мол, да чего там секретного можно услышать! И только лидер ЛДПР Владимир Жириновский предупреждал прессу, что его слова надо записывать именно сейчас, потому что после заседания он уже будет ограничен подпиской. Вице-спикер обещал, что скажет Анатолию Сердюкову честно и открыто: просите денег сколько вам надо, все ваши просьбы будут удовлетворены. Как стало известно, свое обещание Жириновский выполнил.
Слово сдержали и коммунисты, обещавшие потребовать отставки Сердюкова. А для поддержания боевого настроя еще до начала закрытого заседания депутаты КПРФ пересказывали друг другу и журналистам очень актуальный анекдот. Мол, составил начальник Генштаба докладную записку президенту о программе строительства Вооруженных сил и принес показать ее министру обороны. Показывает и говорит: вот здесь у нас в принципе закрытые цифры, так какой гриф будем накладывать – совсекретно или же ДСП (для служебного пользования. – «НГ»)? Министр чешет в затылке и говорит: ДСП дороговато будет, давайте ДВП (ДСП и ДВП – материалы, используемые для изготовления мебели среднего ценового диапазона. – «НГ»). В самом же зале пленарных заседаний КПРФ, как и обещала накануне, потребовала от Сердюкова уйти в отставку – и заслужила аплодисменты собравшихся.
Причем об этом «НГ» первым сообщил один из видных единороссов. На вопрос корреспондента, хлопал ли он сам, депутат посуровел лицом и ответил: «Я все сказал». Потом эту информацию последовательно подтвердили и Виктор Илюхин, как раз с требованием отставки, и лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Илюхин, когда его спросили, почему это произошло, сказал просто: «Да надоело это уже всем, этот непрофессионализм и эта безответственность». Зюганов же пояснил, что Сердюков своей должности не соответствует, а поскольку международное положение осложняется, то на этом посту должен быть нормальный боевой генерал. Но, когда главного коммуниста спросили, кого бы он назвал, Зюганов рассмеялся: «Если я начну называть фамилии, то этих людей точно не назначат, а вообще попрут из Вооруженных сил. Но могу вас заверить, что кандидатуры достойные есть». По словам лидера КПРФ, реакции Сердюкова на заявление Илюхина практически не последовало. «Он сказал, что сделает выводы», – отмахнулся от вопросов Зюганов.
Интересно, что «Справедливая Россия», тоже настроенная критически, почина КПРФ не поддержала. Ее представитель депутат Геннадий Гудков выразил сомнение, что после победы над агрессором можно ставить вопрос об отставке военного министра. Но зато Гудков раскритиковал правительство – и прежде всего Минфин – за то, что относительная доля расходов на национальную оборону по отношению к ВВП постоянно снижается. По расчетам эсэров, в 2009 году она будет уже ниже 2,5%. Гудков напомнил, что почти 10 лет назад Совет безопасности РФ принял совсем другое решение – расходы на оборону не могут быть меньше 3,5%.
Даже единороссы в публичных комментариях не стали скрывать, что Сердюкову в Думе пришлось несладко, хоть после заседания тот и благодарил депутатов. Вице-спикер Любовь Слиска заметила, что, несмотря на слова благодарности думцам со стороны министра обороны, «ответы на некоторые вопросы ему давались непросто».
Выдержки из доклада депутата Виктора Илюхина на закрытом заседании нижней палаты
«Мы глубоко осознаем все сложности и трудности, которые могут возникнуть в будущем, вплоть до военного противостояния не с Грузией, а с Североатлантическим военным блоком. Готовы ли мы к такому развитию событий, к защите российских интересов и безопасности страны на южном направлении? К сожалению, нет».
«Да, российские войска стали победителями в югоосетинском конфликте, но опять ценой больших потерь и удивительной самоотверженности и героизма наших военнослужащих. При этом на марше был выведен из строя ее командующий».
«Концентрация грузинских войск была очевидной, не оставляющей сомнения в том, что они готовятся к нападению. Потому у нас есть все основания утверждать, что понесенные потери и жертвы в значительной степени являются результатом безответственности руководства российских силовых структур, и в первую очередь Министерства обороны.
Если правительство считает, что главная обязанность министра обороны – решение финансовых, материальных вопросов, то этот пост надо упразднить. А господину Сердюкову после такой «победоносной» пятидневной войны и таких жертв необходимо набраться мужества и уйти в отставку».
«События на Кавказе еще раз подтвердили, что реформа Вооруженных сил России, о которой политическое руководство страны твердит почти 20 лет, так и не состоялась».
«Бывший министр С.Б.Иванов без устали твердил, что не допустит милитаризации страны. И не только твердил, но и действовал. В результате чего в войсках не нашлось достаточного количества вертолетов для войны с грузинскими захватчиками и вынуждены были действовать вертолеты ФСБ России».
«Около 80% вооружения и техники изношены, устарели и требуют немедленной замены. На протяжении многих лет идет массированная ложь о состоянии армии и флота. Нам на фоне улыбающихся министров и руководителей государства демонстрируют запуски ракет, новые танки и самолеты, райские условия жизни контрактников.
В действительности же под всем этим продолжается разрушение силовой структуры. И надо сказать, с вольным или невольным участием в этом некомпетентного руководства Министерства обороны, с превращением сегодня вооруженных сил в большую площадку для бизнеса и изгнанием из министерства и Генштаба боевых талантливых генералов».
«Социальная защищенность военнослужащих оказалась хуже, чем у гражданских чиновников. Поэтому некомплект офицеров достиг 40 тысяч человек. О боеспособности войск в этих условиях говорить не приходится».
«В завершение хочу отметить, что Вооруженные силы России измотаны некомпетентным руководством. На посту министра обороны, в руководстве министерства мы хотим видеть не случайных людей, а профессионалов».