Легенда о массовой раздаче российских паспортов в Крыму, многократно усиленная секретариатом украинского президента и политическими соратниками Виктора Ющенко, понятна и объяснима исходя из контекста внутриполитической борьбы. Если подобные «гипотезы» высказываются на министерском уровне, они становятся «фактом» и порождают известные наследственные страхи о якобы начале имперской экспансии России. Напряжение возникает не только в Украине, но и у всех стран ГУАМ, шире – в регионе Восточной Европы.
У России нет договора о двойном гражданстве с Украиной. Поэтому житель Крыма не может законно получить российский общегражданский паспорт, не сменив гражданство, даже если он этнический русский. Потеряв украинское гражданство официально, он фактически лишается постоянной прописки в Украине (на территории Украины иностранный гражданин может находиться до 90 дней без регистрации, при нахождении в течение более длительного срока необходимо получить так называемый вид на жительство, который дает право на работу).
Одно время, до 1994–1995 года, когда в паспортизации Крыма и Украины был «переходный период», почти все жители страны были носителями советских паспортов. В тот сравнительно короткий момент для многих существовала реальная возможность смены гражданства и соответственно паспорта. Но опять же согласиться на такую перемену законопослушные массы могли только в случае смены места жительства: двойное гражданство в Украине не разрешено. В то же время хорошо известна привлекательность незаконного владения российским и украинским паспортами одновременно. Не только криминал, но и предприниматели в 1990-е годы владели двумя паспортами: предъявляя то один, то другой в зависимости от страны пребывания.
Уголовного преследования за факт незаконного двойного гражданства в Украине не замечено, обычно все ограничивается административным штрафом. Но благодаря обменам баз данных между МВД двух стран, купленный документ оказывается пустышкой. Однако даже в те «грозные» годы и близко не было видно российской активности в широкой паспортизации Крыма, наоборот, легче и дешевле было купить украинский паспорт.
Единственное место, где сохраняется некоторая неопределенность в отношении гражданства ряда категорий жителей Украины, – это Севастополь.
Переходный период раздела имущества и личного состава флота на два государственных субъекта растянулся с 1992 года, когда было объявлено о создании украинских ВМС, до 1997 года – даты официального раздела флота на российский и украинский. Действующие военнослужащие и моряки базы в Севастополе по желанию получали украинский паспорт, остальные принявшие присягу российского флота, естественно, оформляли гражданство России. По уходу на пенсию российские военные моряки могли принять гражданство Украины, получая при этом пенсию и пособия как военные пенсионеры Украины плюс некоторые дотации РФ.
У флотских пенсионеров и членов их семей существовали проблемы, которые решались путем смены гражданства, но как раз в пользу украинского. С 1997 по 2002–2003 год уволенные российские военнослужащие, желающие проживать в местах дислокации флота из-за разночтений в приказах МО, не могли получать пенсию в Севастополе. Фактически для получения пенсии необходимо было обязательно увольняться в Россию, где по месту прописки назначат пенсию, и только потом ее могут перевести к новому месту жительства.
Естественно, это ставило перед выбором оформления гражданства Украины.
Оформить его для местных жителей не составляет особых усилий: согласно закону «О гражданстве Украины» от 13 ноября 1991 года (с поправками 1993, 1994, 1997, 2001 годов), гражданами считаются все, кто проживал в Украине на момент принятия закона. Надо учитывать, что, имея украинское гражданство, российские пенсионеры могли снова наниматься на офицерскую службу в ЧФ РФ по контракту. Российский закон о гражданстве, запрещающий эту форму службы для иностранных граждан, был принят только 31 мая 2002 года.
Многие семьи российских моряков остаются в Крыму, там их корни. Точной статистики относительно численности этой категории граждан не существует, считается, что ЧФ РФ выплачивает пенсии 60 тыс. человек. С другой стороны, сегодня, когда многие военные ЧФ РФ после отставки имеют возможность получить квартиру в Подмосковье, такой исход карьеры для многих более престижен, чем оставаться в Севастополе с перспективой украинизации. По последним данным, в Севастополе проживают около 380 тыс. граждан Украины плюс 11,5 тыс. российских военных моряков. Генконсульство РФ в Симферополе выдает до 8–10 российских загранпаспортов в день максимум. Как-то это не тянет на геополитическую экспансию. Разница с Абхазией очевидна: там местные власти сами согласились выдавать своим жителям российские загранпаспорта для возможности передвижения по миру. В Крыму столь масштабно действовать через голову украинских властей невозможно и бесперспективно. Зато, как оказалось, это хорошая тема для киевских баталий.