Кадровый резерв страны еще не в курсе, что ему придется выбирать между двумя «элитными» списками..
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
По информации «НГ», Кремль задействует губернаторский корпус для реализации крупного общенационального проекта по формированию базы данных кадрового резерва. Причем главы регионов должны будут найти кандидатов сразу в два списка – президентский и премьерский.
Вчера вице-спикер Совфеда и член президиума генсовета ЕР Любовь Орлова заявила: «Кадры надо пестовать, воспитывать». Похоже, единороссы готовы подойти к этому вопросу с полной мерой ответственности, поскольку, как заметила Орлова, «национальный лидер за многие годы, я бы даже сказала, за столетия, сегодня в России есть – это Владимир Владимирович Путин, который возглавил «Единую Россию».
Возможно, демонстративно подчеркнутая роль премьера как национального лидера объясняет парадоксальную ситуацию: сегодня регионы получили распоряжения готовить – параллельно – два списка кадрового резерва. По информации «НГ», распоряжения поступили на прошлой неделе в полпредства – одно от президента Дмитрия Медведева, другое от лидера «Единой России» Владимира Путина. Документ разъяснял, как должны формироваться базы кадрового резерва. Правда, не ясно, чья разнарядка пришла раньше.
Баз будет две – президентская и партийная. Впрочем, источник их наполнения один. Ответственность за формирование обеих баз возложена на губернаторов. Им в течение ближайших месяцев предстоит отобрать по сто соискателей от региона в каждый из списков. «Не исключено, что базы данных по некоторым позициям будут совпадать, но все-таки это будут разные списки», – сообщил собеседник «НГ», близкий к одному из полпредств. Подбираться специалисты будут в самых разных областях профессиональной деятельности – от журналистики до крупного менеджмента промышленных предприятий. Главный критерий, который будет предъявлен к претендентам, – возраст – он не должен превышать 47 лет.
Политологи неоднозначно оценили интригу и с формированием двух баз данных кадрового резерва исполнительной власти – по сути, двух новых элит, и способом достижения поставленной цели. Гендиректор Центра политической конъюнктуры Михаил Виноградов сомневается в эффективности задумки: «Неочевидно, что эти схемы будут работать. Полпредства не играют большой роли в подборе претендентов на должности региональных начальников».
Тот факт, что за наполнение баз данных будут отвечать главы областей, эксперты оценили с солидной долей скептицизма. «Губернаторы в качестве источника информации о новых кадрах – это один из последних источников, к которым стоит обращаться. Это все равно, что обращаться на этот счет к руководителю крупной корпорации: он никогда не отдаст эффективных менеджеров, они нужны ему самому», – посетовал в беседе с «НГ» президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский. К тому же, подчеркнул эксперт, есть и другое препятствие для формирования качественного списка: главы субъектов Федерации ни за что не включат в базы данных своих потенциальных конкурентов, которых можно было бы рассматривать как претендентов на их места.
Есть в этой ситуации и еще одна пикантная деталь. Губернаторов фактически ставят перед выбором – какому из двух центров влияния присягать на верность. Впрочем, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко усматривает в этом и положительную сторону: «Губернаторы будут путаться, кому присягать на верность – Медведеву или Путину, и в этой путанице, возможно, начнут действовать в интересах населения».
Между тем оптимальную схему формирования кадрового резерва предложил генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов: «Кадровый резерв должен быть единым. Туда должны вносить свои предложения политические партии, общественные объединения, органы власти. В него необходимо включить разные списки, устроить конкурс между претендентами, в котором решающее слово оставалось бы за специально созданным единым органом кадрового резерва».