Диомидовцы заняли позицию возле входа в Зал церковных Соборов.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
Открытие Архиерейского Собора Русской православной церкви, состоявшееся вчера в Москве, сопровождалось странным зрелищем. Вокруг храма Христа Спасителя тянулось длинное шествие, в котором принимали участие несколько сотен человек. Это не был торжественный крестный ход, как могло показаться случайно оказавшимся с утра на Волхонке прохожим.
Митинговали сторонники епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана), которые, как уже писала вчера «НГ», опасаются заочного суда над своим духовным лидером на Архиерейском Соборе. Масла в этот огонь добавила «богословского-каноническая экспертиза» посланий епископа Диомида на последнем заседании Священного Синода. «Гонители Диомида, побойтесь Бога!», «Когти прочь от Диомида!» – гласили наутро плакаты митингующих. Упоминалось также имя украинского единомышленника чукотского иерарха епископа Хустского Ипполита (Хилько), отстраненного от управления своей епархией в декабре прошлого года. Диомид и Ипполит – живые иконы православных борцов с демократией, глобализацией, прививками, генно-модифицированными продуктами, экуменизмом и многим другим. Так уж получилось, что выступление сторонников епископа Диомида стало фоном для всего происходящего на Архиерейском Соборе.
Тем временем Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл первое пленарное заседание. «Церковь всегда справлялась и с внутренними нестроениями, шатаниями, привнесенными людьми не до конца воцерковленными и просвещенными, проявляющими ревность не по разуму», – сказал глава Русской церкви в приветственном слове. Ясно, что в сложившейся ситуации это относилось в первую очередь к наматывающим круги вокруг храма диомидовцам, которых можно было видеть из окон Зала церковных Соборов.
Алексий II подвел итоги церковной жизни за четыре года, со времени прошлого Архиерейского Собора. Главным событием этого периода стало воссоединение с Русской зарубежной церковью 17 мая 2007 года. Патриарх особо отметил заслуги в этом деле покойного первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра.
События на улице развивались своим чередом. Диомидовцы завершили плавное кружение и осели на Кропоткинской набережной возле входа в Зал церковных Соборов. «Видал Кащенко на выезде? Всё поют!» – переговаривалась между собой охрана. Милиционеры лишь изредка просили ультраортодоксов не напирать на ограждение. Вдруг на горизонте появился специально мобилизованный православный корпус движения «Наши». Он состоял из гламурно одетых школьников и школьниц, вяло помахивающих небесного цвета плакатиками с надписью «Мы за единую Церковь». Неожиданно для милиции и журналистов между передовым отрядом «Наших» и сторонниками чукотского архиерея завязалась потасовка, которая выразилась в вырывании друг у друга транспарантов. Вмешалась милиция, которая стала оттеснять диомидовцев от ограждения. Еще одна стычка произошла позже у станции метро «Кропоткинская». По информации ГУВД Москвы, в ходе инцидентов были задержаны трое участников «несанкционированного пикета», то есть шествия диомидовцев.
Между тем заседание Архиерейского Собора продолжалось. Патриарх Алексий II зачитал более чем 30-страничный доклад, в котором коснулся целого ряда проблем церковной жизни. Он призвал Церковь вести диалог с государством, чтобы законодательно обеспечить преподавание в школах «Духовно-нравственной культуры». Предстоятель РПЦ осудил аборты. По мнению Алексия II, преодолеть демографический кризис лишь экономическими мерами невозможно, ведь причина его «не в кошельках, а в душах людей». Патриарх коснулся и финансового положения самой РПЦ. Оказалось, что ее многочисленные епархии наполняют лишь десятую часть церковной казны, тогда как расходы за четыре года выросли на 55%. Алексий II говорил о церковных расколах в Молдавии и Эстонии, но особенно подробно – об украинском расколе и необходимости поддержки Украинской православной церкви во главе с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом). Патриарх коснулся сложных взаимоотношений с Константинопольским патриархатом и Румынской православной церковью, отношений с Римско-католической церковью и многого другого. В общем, Собору был представлен некий status quo Русской православной церкви.
Наконец, Патриарх косвенно высказался и о деятельности епископа Диомида. Он покритиковал «некоторых архиереев» за тщеславие и превышение юрисдикционных полномочий. Не означает ли это, что «мятежный Диомид» вскоре может лишиться возможности управлять Чукотской епархией?