Да здравствует цензура
Тема изменения закона о СМИ с целью ужесточения контроля над информацией печатных и электронных изданий, в том числе над интернетом, популярна в последнее время в политических кругах. Например, депутаты Госдумы к ней обращаются периодически. И если верить социологам, она находит отклик в умах электората. Так, опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения показал: в необходимости цензуры убеждены 58% населения. А 55% граждан не сомневаются, что она и сейчас присутствует в массмедиа.
Пока одни госдеятели развивают экономику и социальную сферу, ведут борьбу с коррупцией и инфляцией, бездорожьем и разгильдяйством, прогрессивная общественность страны смотрит дальше. Усилиями коллективного разума Общественной палаты, депутатов профильных комитетов Госдумы, представителей Русской православной церкви и ряда общественных организаций родился проект концепции госполитики в области духовно-нравственного воспитания детей и защиты их нравственности. Среди представленных идей преобладают тезисы об информационной защите юношества, но встречаются и экстравагантные мысли.
По мнению авторов концепции, с которой удалось ознакомиться «НГ», если ее не принять сейчас и не реализовать в ближайшие 10 лет, текущие социально-экономические достижения окажутся бессмысленными. В разработке предложений, конечно, не обошлись без помощи российских правоохранительных органов, чьи научно-исследовательские институты, как оказалось, работают весьма активно. Возможно, именно этим и объясняется то, что принудительно-запретительно-карательный уклон в концепции преобладает. А наиболее сильный акцент сделан на информационной защищенности детей, из-за отсутствия которой, дескать, процветают среди малолетних пьянство и наркомания, проституция и преступность. Но в целом, прочитав документ, становится ясно, что надо менять или обновлять практически все государственные и общественные институты.
Любопытно, что, хотя в проекте концепции несколько раз подчеркивается его сугубая предварительность, встречающиеся в брошюре толщиной в полруки даты говорят об обратном. Например, все уже готовые законопроекты, хотя пока не вынесенные на обсуждение, должны вступить в силу с 1 июня 2009 года. То есть их надо принять не позднее осенней сессии Госдумы. Разработчики даже не попытались просчитать стоимость предлагаемой концепции, сразу предупредив, что большая ее часть – а именно меры правового характера – федеральный бюджет не разорят. Но меньшая может обойтись в приличную сумму. Это программно-технические мероприятия по ограничению доступа детей к вредным для их нравственного, психического и физического здоровья сегментам интернета. Для иллюстрации приводятся аналогичные расходы некоторых западных стран. Например, в Британии для ликвидации опасных сайтов в 2008 году выделено полмиллиарда фунтов стерлингов. А в Германии 1,5 млн. евро потрачено на разработку безопасной для детей поисковой программы, которая и сама блокирует вредные страницы, и родителям позволяет вводить цензуру интернет-трафика.
Неудивительно поэтому, что проект закона «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию» является самым объемным и выглядит наиболее проработанным. Панацеей признаны повсеместное введение возрастной классификации информпродукции, определение той, которую ни в коем случае нельзя предлагать детям и подросткам, и строгое уголовное наказание за любое нарушение запретов и ограничений. При наличии ряда отягчающих обстоятельств – к примеру, получения от совершенных преступлений дохода более 1 млн. руб., можно будет схлопотать до 6 лет лишения свободы. Другой законопроект – о нравственном и патриотическом воспитании – пока, к сожалению, представлен лишь в виде тезисов, хотя именно он авторами считается фундаментальным. Из предложенного ясно одно: без здоровой информационной среды, что подразумевает и ее русскоязычность, нормального подрастающего поколения не воспитать.
Нет и четко составленного закона о детской игрушке. Предполагается только отдать в этой сфере приоритет отечественному производителю, а импорт, травмирующий ребенка духовно и физически, запретить. Особое негодование разработчиков вызывают игрушки с намеками на сексуальность. В брошюре более двух десятков страниц отдано под качественные фотографии и возмущенные описания разного рода «неприличных медвежат» и грудастых «кукол-анимашек». Особенно интересно, что предлагается запретить использовать слово «игрушка» применительно к товарам из ассортимента секс-шопов. Для российского же производителя нормальных игрушек планируется предусмотреть льготы, особенно если изготавливают военно-патриотические изделия. И наоборот, для импортеров игрушек, изображающих чужих солдат и технику, ввести троекратную таможенную пошлину.
Впрочем, не все запреты прописаны подробно. Административное и уголовное наказания и родителям, отпускающим детей одних в неположенные места или в неположенное время, и предпринимателям, которые этих детей к себе пустили, уже продуманы. Есть и четкие схемы ужесточения ответственности за сексуальные преступления против несовершеннолетних, за наркоторговлю и порнографию. А, например, меры по борьбе с экстремизмом в подростково-молодежной среде еще четко не сформулированы. Придуман только запрет в школе одежды в стиле той или иной группировки, продажа несовершеннолетним бейсбольных бит, клюшек для гольфа, ножей, топоров, ломиков и стальной арматуры. Ну а по разделу «установление мер финансового и налогового стимулирования пропаганды негативного и нетерпимого отношения к нецензурной брани и мату» в концепции, кроме самой этой фразы, вообще ничего не придумано.