Системная борьба с коррупцией, которую пообещал нам президент Дмитрий Медведев вскоре после вступления в должность, начнется, по-видимому, с попыток мягкой «зачистки» силовых структур. С этой целью, как сообщают источники в Кремле и МВД России, будет учреждена новая должность – помощник президента РФ по борьбе с коррупцией. Проект соответствующего президентского указа готов и может быть подписан Медведевым до конца июня.
Формально (в соответствии с положением, которое будет утверждено указом президента) новый помощник главы государства будет заниматься проблемами коррупции в госаппарате в целом, а не только в правоохранительных органах. В частности, разработкой законопроектов, нормативных и подзаконных актов, которые должны будут интенсифицировать борьбу с чиновничьим мздоимством на всех уровнях. Фактически же, как полагают эксперты, помощник президента по борьбе с коррупцией займется в первую очередь подготовкой определенных кадровых перестановок в системе ФСБ, МВД и ФСКН. Списки наиболее одиозных и засветившихся коррупционеров в этих ведомствах должны будут своевременно оказаться на столе у президента и стать основанием для серьезных аппаратных решений.
Показательно, что главным кандидатом на должность «антикоррупционного» помощника Медведева является, по данным кремлевских источников, генерал-майор юстиции Игорь Цоколов, возглавляющий сейчас борьбу с международной экономической преступностью в Следственном комитете при МВД. 52-летний Цоколов не слишком хорошо известен широкой публике, хотя у него за плечами – целый ряд резонансных расследований. Например, нашумевшее в середине 1990-х «дело Golden ADA» (хищение алмазов из Госфонда на сумму свыше 140 млн. долл.), расследование деятельности создателей компании «Хопер» – приснопамятной «пирамиды», похитившей сбережения примерно 4 млн. россиян, а также «крабовое дело» – разгром преступной группы во главе с гражданами США, организовавшей в 2003 году незаконный вылов краба у берегов Камчатки. Один из самых свежих успехов генерала – расследование коррупции в Пенсионном фонде РФ, в результате которого лишился должности и был осужден исполнительный директор фонда Николай Крецу. Естественно, в ходе расследования столь резонансных дел, затрагивавших интересы многих влиятельных чиновников, Цоколов приобрел немало врагов. В 2004 году его едва не сплавили на научную работу – во ВНИИ МВД. Однако Игорю Цоколову удалось остаться в системе МВД на одной из ключевых должностей. По некоторым данным, это случилось благодаря вмешательству Виктора Черкесова, бывшего главы ФСКН. Известно, что Черкесов и близкие к нему силовики традиционно ориентировались на Дмитрия Медведева. А сегодня президенту объективно нужен на посту помощника по борьбе с коррупцией человек, не зависимый от действующего руководства МВД и ФСБ и потому способный предложить главе государства реальную, объективную картину состояния коррупции в силовых структурах. Назначение Цоколова позволит в какой-то мере уравновесить влияние тех силовиков, кто изначально был – да и сегодня остается – не в восторге от кандидатуры Медведева как преемника Владимира Путина. Тех, кто подчиняется президенту чисто формально, на самом же деле замыкаясь на главу правительства. А то и на некоторых вице-премьеров.
Новый помощник президента по борьбе с коррупцией – кто бы ни занял этот пост – поможет Дмитрию Медведеву приступить к формированию собственной силовой вертикали, подчиненной и подотчетной новому президенту, и только ему. Вряд ли этот процесс пойдет слишком быстро: Медведев известен как осторожный политик, не склонный к хирургическим вмешательствам там, где требуется гомеопатическое лечение. Но сам факт учреждения новой должности в структуре администрации президента, как и кандидат на этот пост, – красноречиво показывают, что и откладывать решение проблемы контроля над силовыми структурами в долгий ящик президент тоже не намерен. И как раз на силовом направлении антикоррупционная кампания Медведева может принести первые плоды. Несколько громких дел с разоблачением «оборотней в погонах», по мнению экспертов, принесут новому президенту не только аппаратные, но и политические очки, позволив укрепить статус Кремля как главного центра реальной власти в стране.