0
1916
Газета Политика Интернет-версия

02.06.2008 00:00:00

Полувоцерковленные как немного беременные

Станислав Минин.

Об авторе: Станислав Минин - обозреватель "НГ-религий", приложения к "Независимой газете".

Тэги: православие, религия, церковь, опрос


На минувшей неделе социологи РАН Вячеслав Локосов и Юлия Синелина опубликовали результаты исследования «Религиозное состояние современного российского общества». Они попытались определить степень «воцерковленности» по пяти признакам: посещение храма, исповедь и причащение, чтение Евангелия, молитва, соблюдение постов. Получилось, что «церковный народ» (термин принадлежит авторам исследования) составляет 30% от населения России. Причем значительную часть этого «народа» образуют так называемые «полувоцерковленные» люди, у которых обнаружили лишь несколько признаков воцерковленности.

Заметно сочувствующее Русской православной церкви информагентство «Интерфакс-религия», разместившее текст исследования на своей веб-странице, еще 26 мая анонсировало материал: дескать, ученые опровергли «расхожее мнение» о том, что воцерковленных россиян всего 4–6%. Так ли это на самом деле?

Во-первых, что значит «расхожее мнение»? Авторы исследования не оспаривают массовые стереотипы. Они полемизируют с выводами своих коллег-социологов, занимавшихся проблемой с начала 90-х и неизменно заключавших, что уровень «реальной» религиозности россиян не превышает 6%. Эту цифру Локосов и Синелина лишь незначительно скорректировали: собственно, «воцерковленных» у них лишь 10%. Что же касается «мнений», то куда более расхожими являются следующие клише: «Россия – православная страна» и «Подавляющее большинство россиян – православные». Эти мнения в отличие от пресловутых «4–6% религиозных россиян» – чистой воды спекуляции, вообще не подтверждаемые какими-либо исследованиями.

Во-вторых, что за термин – «полувоцерковленные»? Быть «полувоцерковленными» – все равно что быть «немного беременными». Наверное, можно выделить в какую-то особую группу людей, пару раз в год бывающих в церкви и знающих несколько канонических молитв, но при этом не причащающихся и не соблюдающих посты. Но говорить о том, что они «наполовину воцерковлены» (почему, кстати, наполовину? Почему не на треть? Не на 2/5?), – как рассуждать о стакане: он наполовину полон или наполовину пуст? «Качественные изменения идут вслед за количественными и осуществляются медленно», – констатируют Локосов и Синелина. Конечно, медленно. Порой настолько медленно, что, кажется, и вовсе не осуществляются. А порой и действительно не осуществляются.

Есть в исследовании еще одна любопытная категория – «начинающие». Из них, по данным исследования, 2/3 не причащаются, остальные делают это, как правило, редко. Молится среди них «подавляющее большинство», но зачастую «своими молитвами». Раз в год они заходят в храм. Дома у них есть Евангелие и религиозная литература. Напрашивается вопрос: а на каком основании мы считаем их «начинающими»? Может, они не «начинают», а «заканчивают»?

По большому счету никакой соцопрос, проведи его хоть ФОМ, хоть ВЦИОМ, хоть Межгалактическое общество социологов, не позволит ответить на вопрос, насколько религиозны или воцерковлены россияне. Религиозность индивидуальна, равно как и воцерковленность. Подобраться к ней скорее можно, проводя так называемые «глубинные интервью», а не задавая сотням людей одни и те же вопросы: вы в церкви бываете? Вы молитесь? Евангелие читаете? Образ жизни, интересующий социологов РАН, определяется не только поступками, но и мотивами поступков.

Можно зайти в храм, пребывая в состоянии сильного стресса и не ведая, как от этого состояния избавиться, а затем не переступать порог церкви лет десять. Можно помолиться перед экзаменом в университете – иначе при двух выученных билетах из 50 его сдать сложновато. Можно крестить ребенка, понимая смысл этого таинства, а можно «на всякий случай», «чтобы тетя Клава наконец отстала». Можно поститься пять дней из положенных 40 и думать, что это диета. Можно прочитать Евангелие, «потому что интересно». Если попытаться разобраться, почему человек в той или иной ситуации совершил конкретный поступок, откроется целый калейдоскоп возможностей.

Проблема не в том, что господа Локосов и Синелина готовы считать воцерковленными свыше 30% наших сограждан. Проблема в том, что выводами подобных исследований не прочь воспользоваться совершенно конкретная организация – Русская православная церковь, желающая выражать мнение «многочисленной группы верующих» по всем вопросам. От права женщины на аборт до добрачного секса, от преподавания теории эволюции в школе до сетки вещания телеканалов. От Баха до Фейербаха. 30% – это, конечно, многочисленная группа. Другое дело, что за цифрами стоят сотни биографий и стилей мышления, вовсе не обязательно совпадающих со стилем мышления церковных иерархов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1710
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1615
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1382
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1569

Другие новости