0
994
Газета Политика Интернет-версия

14.05.2008 00:00:00

Петра I назначили гендиректором

Тэги: путин, петербург, судостроение


Первую командировку в ранге премьера Владимир Путин совершил на родину – в Санкт-Петербург. Упор был сделан на проблемы судостроения, которое, по словам Путина, должно стать локомотивом развития экономики.

Премьер поручил сконцентрировать внимание на проектах, обеспечивающих обороноспособность или сулящих коммерческую выгоду. Также было объявлено о решении объединить потенциал государственных и частных судостроительных предприятий, что ставит под вопрос будущее негосударственных судоверфей. На совещание из Москвы приехали вице-премьеры Сергей Иванов, Алексей Кудрин, Игорь Сечин, а также министры Игорь Левитин, Эльвира Набиуллина, Анатолий Сердюков и Виктор Христенко.

Принимающая сторона была представлена полпредом президента по Северо-Западному федеральному округу Ильей Клебановым и губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко.

Участники совещания с живостью погрузились в дискуссию о том, как сохранить за Россией статус морской державы. В зале торжествовал патриотический настрой, хотя в потенциал отечественной судостроительной отрасли выступающие верили с оговорками. Путин констатировал – сегодня российские судовладельцы размещают на наших предприятиях лишь 6% заказов на строительство новых судов. Остальное уходит за границу, где корабли строят «быстрее, качественнее, а главное – дешевле», заявил премьер. Наши корабелы проигрывают и в производительности труда – трудозатраты в среднем выше в три–пять раз и отстают во внедрении инноваций.

«Адмиралтейские верфи», взявшиеся за танкеры ледокольного класса, которые в скором времени будут востребованы для работы на месторождениях углеводородного сырья на континентальном шельфе северных морей, пока нехарактерный пример. Глава Минпрома и торговли Христенко, выступивший с докладом вслед за премьером, признал очень высокий износ производственных мощностей на судостроительных предприятиях. Технологические возможности позволяют реализовать в лучшем 28% заказов на новые суда. На преодоление отставания ориентирована Стратегия развития судостроения в России до 2020 года и далее, а также ФЦП «Развитие гражданской морской техники», рассчитанная на 2009–2016 годы. С точки зрения организационной государство свою миссию видит в создании Объединенной судостроительной корпорации, которая должна начать работать с апреля будущего года.

Говоря о старейших верфях России, Владимир Путин назвал Петра I, по указу которого было заложено это предприятие, первым гендиректором верфей. В ходе экскурсии премьеру показали танкер «Михаил Ульянов», строящийся по заказу компании «Совкомфлот». Партнером «человеку и пароходу» станет не меньшая величина театра и кино – Кирилл Лавров, в честь которого назван второй танкер.

Главный строитель кораблей «Адмиралтейских верфей» Андрей Веселов рассказал журналистам об основных характеристиках танкеров. Это новый для России тип судов усиленного ледового класса, дедвейтом 70 тыс. тонн, способных самостоятельно без помощи ледоколов работать в арктических льдах. В ноябре 2008 года на воду будет спущен «Михаил Ульянов», а летом 2009 года заказчик получит готовый под ключ танкер. Полный срок постройки этого суда составит 20 месяцев. «Кирилл Лавров» будет строиться на два месяца меньше. В дальнейшем корабелы, по словам Веселова, готовы строить по одному кораблю в год, однако других заказов «Адмиралтейские верфи» не получили.

Правда, в ноябре 2007 года подписано соглашение с «Совкомфлотом» о сотрудничестве в строительстве судов-газовозов для Арктики. В 2009 году начнутся подготовительные работы по реализации этого проекта. Принципиальный момент – сколько газовозов будет построено. Если один-два, то проект нельзя считать особенно перспективным, поскольку в этом случае стоимость судов существенно выше, а значит, они неконкурентоспособны с иностранными аналогами. Между тем, по словам Христенко, сейчас на российских верфях три из четырех судов строится в единичном экземпляре.

Разработка нефтегазовых месторождений на морском континентальном шельфе может изменить ситуацию. Потребность в танкерах, газовозах, судах обеспечения, морских платформах, по оценке министра, составляет более 500 единиц. В денежном эквиваленте объем будущих заказов превышает 23 млрд. долл.

«Строительство платформ для освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе, танкеров определенных классов является, пожалуй, одним из наиболее эффективных примеров работы в области судостроительной промышленности», – сообщил «НГ» вице-спикер Госдумы Валерий Язев. По его мнению, именно эта ниша может и должна быть заполнена отечественными производителями, для чего необходим здоровый протекционизм. Что ж, в этом смысле за судостроителей России можно быть спокойным. Премьер подтвердил, что правительство намерено сконцентрировать усилия «именно на проектах, которые жизненно важны для обеспечения обороноспособности страны или обещают ощутимую рыночную, коммерческую отдачу».

Сергей Иванов, вышедший к журналистам комментировать итоги совещания, сообщил о том, что было принято решение начать объединение потенциала государственных и частных судостроительных предприятий. Эта новация призвана повысить конкурентоспособность отрасли. Несмотря на расплывчатость задачи, которую можно толковать с разной степенью радикализма в зависимости от собственной близости к идеям экспроприации экспроприаторов, вице-премьер заверил, что о деприватизации речи не идет. Впрочем, несмотря на это важное замечание, у собравшихся журналистов создалось впечатление, что, вполне вероятно, владельцам судоверфей могут быть сделаны такие предложения, от которых они не смогут отказаться.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков. Идеологическое ядро ЕС и НАТО заняло в Мюнхене чёткую позицию - только поражение России

Константин Ремчуков. Идеологическое ядро ЕС и НАТО заняло в Мюнхене чёткую позицию - только поражение России

Константин Ремчуков

0
756
Константин Ремчуков. Вице-президент США Вэнс в Мюнхене обрушился с критикой на европейскую демократию

Константин Ремчуков. Вице-президент США Вэнс в Мюнхене обрушился с критикой на европейскую демократию

Константин Ремчуков

0
2262
Константин Ремчуков. В Мюнхене Штайнмайер подверг беспрецедентной критике президента США за отказ от европейских ценностей

Константин Ремчуков. В Мюнхене Штайнмайер подверг беспрецедентной критике президента США за отказ от европейских ценностей

Константин Ремчуков

0
2567
Оппозиция в Германии предлагает следовать примеру новой администрации США

Оппозиция в Германии предлагает следовать примеру новой администрации США

Олег Никифоров

За полторы недели до выборов  немецкий избиратель окончательно потерял ориентацию

0
2268

Другие новости