0
2699
Газета Политика Интернет-версия

13.05.2008 00:00:00

Либеральная гегемония и как с ней бороться

Алексей Богатуров

Об авторе: Алексей Демосфенович Богатуров - доктор политических наук, профессор, заместитель директора Института проблем международной безопасности РАН.

Тэги: сша, рф, энергетика


На фоне кризиса международных финансов подступил цикл глобальных разногласий в политике. «Резерв согласия» в отношениях России и США второй раз за 10 лет приблизились к исчерпанности, а для накопления нового нет условий. Россия не идеальный игрок мировой сцены. Но дипломатия Владимира Путина была гибкой во всем, что касалось взаимопонимания с США. Сдержанной была и российская внешнеполитическая пропаганда, во всяком случае официальная.

Тем не менее остановить движение к тупику не удается. Лучшим результатом российско-американского саммита в Сочи оказалось согласие сторон еще раз (последний?) употребить в тексте совместного документа слово «партнерство». По практическим вопросам ни о чем обнадеживающем договориться не удалось.

Главная причина отчуждения – экономическая безопасность, полускрытая схватка за максимально благоприятные позиции в мировой энергетике. Россия в ней заметно укрепилась, а Соединенные Штаты хотят вернуть себе некогда господствующее положение, которое они затем утратили. За 15 лет позиции американских корпораций в энергетической сфере резко ослабли, а компаний других стран – усилились.

В 1970-х годах из семи крупнейших энергетических ТНК неамериканскими были только две. Сегодня в рядах «семерки главных» американцы не представлены вообще. Места в ней поделили саудовская Saudi Aramco, российский «Газпром», Китайская национальная нефтяная корпорация, Национальная иранская нефтяная компания, венесуэльская Petroleos de Venezuela S.A., бразильская Petrobras и малазийская Petronas.

Американская администрация пытается «выправить» положение, полагаясь на организационный и силовой ресурс. Держава, которую принято считать сильнейшей, испытывает спазмы неуверенности перед лицом энергетической уязвимости. От этих неврозов всем только хуже.

В Вашингтоне понимают, что Ближний и Средний Восток напитаны антиамериканскими чувствами. Будет развязана война против Ирана или нет, ситуация в «старой нефтяной кладовой» мира останется для Америки неблагоприятной. Отсюда – стремление Вашингтона найти «новую нефтяную кладовую», которой ему кажется Каспий. Прорыв к его ресурсам, закрепление там и построение линий транспортировки каспийских энергоресурсов – любым путем независимо от России – важнейшая задача американской политики. По сути, Америка осуществляет комплекс мероприятий, говоря военным языком, для строительства «системы глубоко эшелонированной обороны» того, что политикам США хочется сделать стратегическим резервом энергоносителей для экономики Запада на ближайшие полвека.

«Цена вопроса» чрезвычайно высока и кажется американцам сопряженной с обеспечением выживания всего транснационального организма американского хозяйства – хотя, по сути, речь идет лишь о судьбе глобального лидерства Америки, что, впрочем, тоже немало. Как бы то ни было, США вернулись к стратегии высоких рисков – по-видимому, никаких неприемлемых рисков в современном мире для себя не видя. Безнаказанность развращает не меньше, чем всевластие. Парадоксальным образом «либеральная гегемония» США на глобальном уровне стимулирует антилиберальные тенденции, авторитарность на уровне политик отдельных государств.

Для русского человека угроза еще и в том, что американцы вовлекают в эскалацию рисков Россию. Она фактически включена в контекст американской стратегии глобальной энергетической безопасности – но так, чтобы ее об этом не спросили. Соединенные Штаты сотрудничают с Москвой. Но они доверяют ей не настолько, чтобы согласиться с мыслью, что Россия может в той или иной степени влиять на доступ США к «мировому стратегическому запасу энергоресурсов».

Отсюда – двойная стратегия в отношении нашей страны. Во-первых, создать систему трубопроводов в обход России. Во-вторых – инфрастуктуру прямого проецирования американской военной мощи на пояс трубопроводов, проходящих через европейскую часть России с востока на запад. Еще немного – и впечатлительные сенаторы в Вашингтоне ощутят потребность объявить европейскую Россию сферой американских жизненных интересов. Неудивительно, что по вопросам безопасности договариваться с США становится почти невозможно.

Пенные страсти СМИ вокруг Грузии и Украины отвлекают от более неприятных мыслей. Либеральная гегемония США – международный режим, который Вашингтон стремится распространить на нефте- и газоносные зоны мира и пути транспортировки энергоносителей. Этот режим ущемляет интересы экономики и безопасности России. Помочь избежать обострения способна только взаимная сдержанность. На деле наблюдается взаимная эскалация односторонних действий. Вашингтон делает что хочет. Россия готовится следовать его примеру. Так уже было – до М.С.Горбачева.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
2445
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
1404
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
3828
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
4864

Другие новости