Владимир Путин останется за спиной каждого губернатора.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Президент в понедельник подписал указ, который вводит систему оценки деятельности муниципальных властей. И, как бы пользуясь случаем, Путин слегка поправил свой прошлогодний аналогичный документ, касающийся губернаторов. Он поменял в указе 2007 года важный пункт. Там было сказано: ежегодные отчеты региональных начальников отправляются в «комиссию при президенте РФ». Путин предложил заменить эту фразу словами «в правительство Российской Федерации». Эксперты считают, что таким образом произошло новое перераспределение функций в будущем властном тандеме.
Предотвратить именно такое понимание ситуации призвана, судя по всему, справка, сопровождающая нынешний документ и тоже размещенная на президентском сайте. Заинтересованным лицам объясняют: «Изменения... носят уточняющий характер и не затрагивают существенных положений системы». Сомневающихся успокаивают: «Так ключевая роль в оценке эффективности деятельности региональной власти принадлежит президенту Российской Федерации». Поскольку «к его компетенции относится утверждение перечня показателей эффективности и принятия решений по результатам рассмотрения подготовленного сводного доклада».
Заметим: этот перечень уже существует, и утвержден он лично Владимиром Путиным год назад. Теперь – что касается «принятия решений по результатам». Формальных оценок по полученным губернаторским отчетам не выставляется. Процедура проверки качества работы региональных глав в соответствии с так называемыми показателями Козака никак не прописана.
Между тем решение может быть принято самое радикальное – например, отказ губернатору в доверии. Со ссылкой на плохие показатели. И здесь решающую роль сыграет тот, в чьи руки попадет его доклад. Кто будет проверять подлинность статистических данных. Кто будет придумывать методику подсчета результатов, сведения их к общему более или менее вразумительному знаменателю. Потому что на стол президента ляжет не только сам доклад, но и аналитическая записка, составленная после тщательного изучения документа.
В третьем абзаце справки, приложенной к указу, читаем: «Обязанности по сбору статистических данных, сверке их достоверности по каждому региону, а также уточнению существующих методик возлагаются на правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти». То есть на Владимира Путина и его кабинет министров.
Главный смысл указа, уверен руководитель региональных программ фонда развития информационной политики Александр Кынев, – «перенос координации данного процесса из комиссии, которую возглавлял Сергей Собянин, в ведомство премьера.
Теперь губернаторы будут носить свои отчеты не к Медведеву, а к Путину. Изменился адрес кабинета. И это еще один маленький камешек в борьбу за то, чтобы максимальное количество связей замкнуть не на президента, а на правительство».
Критериев, по которым оценивается деятельность губернаторов, изначально (в июне 2007-го) было 39. В июле того же года список пополнился еще тридцать одним пунктом. Неизвестно, происходила ли дальнейшая правка документа. Но уже эти семьдесят показателей достаточны, чтобы любого регионального главу при желании поставить на колени: многие пункты невыполнимы просто в силу недостаточного финансирования области Центром. Другие просто не поддаются оценке – в силу того, что не с чем сравнивать результаты.
Отвечает ли, к примеру, губернатор за «удельный вес лиц, сдавших Единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в ЕГЭ»? С каких пор за реформы в области образования и низкое качество подготовки учителей отвечает не правительство, а регионы? Где статистика, помогающая подсчитать «удельный вес населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом»? Известно, что «статистика у нас может все». Но не до такой же степени.
Система докладов пока не востребована властью по-настоящему. Не было необходимости. Проблем с отставками не возникало. Отчеты могут пойти в дело по мере надобности. Тот или иной критерий может быть пущен в ход как наиболее значимый в том или ином регионе. Их так много, что годится любой аргумент.
Отсутствие публичных оценок деятельности региональных начальников логично. Думается, до этого этапа предъявления губернаторам претензий дело не доходит. Экспертная оценка может быть предъявлена и неформально.
Доктор экономических наук директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов напоминает: до сих пор не подведены итоги по докладам, представленным президенту в сентябре прошлого года. Эксперт, кстати, считает, что новшество оправдано: «В течение года шла борьба: кто же должен проводить эту самую оценку эффективности деятельности губернаторов? И правительство всплывало так или иначе как участник процесса». Свежий указ о показателях для муниципалитетов содержит важное отличие от губернаторского. Доклады появятся в интернете. И критериев здесь ощутимо меньше. И они более обоснованы, по мнению экспертов. Возможно, потому, что на кону – должности другого масштаба. Таким образом, де-факто Владимир Путин остался главнокомандующим губернаторского корпуса. Однако окончательное решение все равно остается за президентом. Поэтому тандем обречен на сотрудничество.