Федеральная регистрационная служба, оказывается, испытывает большие сложности в работе с некоммерческими организациями и общественными объединениями. Во всяком случае, так считает Самарская губернская Дума, предложившая усилить полномочия ФРС. Все прочие госструктуры обязаны будут в кратчайшие сроки сообщать ей важные для регистрационных действий сведения, касающиеся НКО и прочих общественных движений. Усиливаются и возможности Росрегистрации по административному наказанию нерадивых представителей гражданского общества.
Самарская губернская Дума представила на Охотный Ряд два законопроекта. Первый направлен на корректировку законов о некоммерческих организациях (НКО) и об общественных объединениях (ОО). Как оказалось, Федеральная регистрационная служба испытывает трудности в получении нужной ей информации об учредителях НКО и ОО. Ведь, как указывают самарские депутаты в пояснительной записке, «действующее законодательство не предусматривает обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, имеющих сведения, необходимые для государственной регистрации НКО и ОО, предоставлять такие сведения федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области госрегистрации».
Такие сведения, отмечают самарцы, на самом деле очень важны, ведь в законодательстве есть специальные статьи, четко указывающие, например, на то, кто не может быть учредителем НКО и ОО. К таковым относятся и «нежелательные иностранцы», которым рекомендовано покинуть пределы РФ, и российские граждане, в действиях которых суд установил признаки экстремистской деятельности. Так что, уверены региональные парламентарии, и суды, и прокуроры, и структуры МИДа, и прочие силовые ведомства обязаны уведомлять ФРС о новых данных по учредителям НКО и ОО в течение трех рабочих дней после их появления. А иначе, подчеркивается в пояснительной записке, «осуществить проверку учредителей НКО и ОО на соответствие их требованиям федерального закона фактически невозможно».
Напомним, что последнее серьезное редактирование законодательства о гражданском обществе дало право государству жестко контролировать финансовую деятельность НКО и ОО. Однако, как выяснилось, и тут у Росрегистрации случились большие проблемы. И тоже с получением информации – правда, теперь не от силовых, а от финансовых властей России. И хотя полномочие запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности НКО и ОО у статистических, налоговых и прочих контрольных и надзорных государственных органов, а также у банков и иных финансовых структур ФРС было дано, «на практике при реализации данного права возникают затруднения, связанные с отсутствием законодательно установленных сроков предоставления запрашиваемой информации». Поэтому Самарская губернская Дума и настаивает на том, чтобы такой срок не превышал пяти рабочих дней с того момента, когда Росрегистрация обращается с соответствующим запросом.
Самарские депутаты указывают, что денег с ФРС за отправляемые ей сведения брать нельзя. Одновременно вторым своим законопроектом самарцы предложили исправить устаревшую норму Кодекса об административных правонарушениях, которая не позволяла чиновникам из ФРС составлять протоколы на тех должностных лиц НКО и ОО, которые нарушают те или иные нормы закона. Например, не присылают вовремя финансовый отчет или не информируют в должный срок об изменении в уставах.