0
1954
Газета Политика Интернет-версия

11.04.2008 00:00:00

Чайке добавят полномочий

Тэги: прокуратура, интернет, сми


прокуратура, интернет, сми Генпрокурор вышел из тени: закон о СМИ будет ужесточен.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Вчера депутаты Государственной Думы, озабоченные ростом преступлений на почве расовой нетерпимости, вычисляли врагов нации в этой области. Итогом заседания думского комитета по безопасности стало утверждение, что на самом деле иностранцы совершают преступлений против граждан РФ как минимум в 3,5 раза больше, чем россияне против мигрантов. Одновременно среди депутатов распространили подготовленный в Генпрокуратуре законопроект, направленный на дальнейшее ужесточение антиэкстремистского законодательства.

Анонимный доброжелатель

На вчерашнем заседании думского комитета по безопасности депутатам без особой рекламы раздали подготовленный неизвестно кем законопроект об усилении борьбы с экстремизмом. Подпись под ним отсутствовала, но зато была приложена добротная пояснительная записка, включавшая сравнительную таблицу. Из нее и стало понятно, какие изменения предполагается внести и в базовый закон о противодействии экстремистской деятельности, и в Кодекс об административных правонарушениях, и в закон о СМИ, и даже в закон о свободе совести и религиозных объединениях.

Впрочем, углубленное исследование материалов показало: автор у проекта все-таки есть, и он даже не скрывается. Это Генеральная прокуратура РФ, которая в последнее время – после выделения из нее специального Следственного комитета – чувствует себя несколько оттесненной на обочину политической жизни. Прокурорские поэтому и предлагают увеличить их полномочия в борьбе с экстремизмом любого рода и вида.

Например, в законе о СМИ они намерены закрепить право любых госорганов федерального и регионального уровней, Росрегистрации, а также всех прокуроров – от генерального до районного – требовать от редакций обязательной публикации предоставляемых от имени этих структур опровержений. Если СМИ не может доказать правдивость опубликованного материала, то опровержение нужно будет публиковать под угрозой штрафа в размере от 3 до 5 тыс. руб.

Одновременно газеты заставят печатать и предупреждения в их адрес – о недопустимости распространения экстремистских материалов. Тоже в обязательном порядке: ведь право выносить их имеют те же прокуроры всех уровней. Законопроект Генпрокуратуры претендует и на решение проблемы интернета. Сведения, распространяемые в сети, признаются экстремистскими через суд – по заявлению прокурора, после чего доступ к ним должен быть закрыт. Если же они появляются снова и снова, то опять же по решению суда провайдер должен закрыть пользователям доступ к запрещенному сайту с территории РФ. На что после соответствующего судебного решения ему дается только месяц.

Взять под плотный контроль Генпрокуратура намерена и религиозные организации. Последним для регистрации теперь требуется предоставлять властям в том числе и подробные сведения «об основах вероучения и соответствующей ему практики». Это значит, что конфессия должна будет рассказать государству об истории своего возникновения и обязанностях, которые она возлагает на своих приверженцев. В том числе и о тех, которые направлены против государства: отказ от армейской службы, уплаты налогов, участия в выборах и тому подобном. Кроме того, государство теперь будет интересовать и специфика того или иного учения в вопросах семьи и брака, образования и «особенностях отношения к здоровью последователей данной религии». Если конфессия предоставит одни сведения, а на самом деле станет проповедовать и проводить в жизнь другие – это будет одним из оснований для ее ликвидации по решению суда.

Сами такие!

Недавно глава парламента Киргизской Республики и посол этого государства в России, озабоченные участившимися убийствами граждан этой страны СНГ на территории РФ, обратились к спикеру Думы Борису Грызлову. Поэтому, как сообщил вчера руководитель думского комитета по безопасности Владимир Васильев, председатель нижней палаты попросил провести по этому поводу специальное заседание, куда пригласили и представителей правоохранительных ведомств. На комитет, однако, пришли только люди из МВД и ФМС, а прокуратура мероприятие проигнорировала. Некоторые депутаты возмутились: нет и представителей ФСБ – главного органа по борьбе с экстремизмом. Васильев дал понять: их не пригласили специально, так как более широкое обсуждение проблем должно произойти на специальных парламентских слушаниях. А сейчас, одернул коллег глава комитета, нужно просто выполнять распоряжение Грызлова и разговаривать исключительно о киргизских гражданах.

Попытка сузить тему обсуждения провалилась. Скоро стало понятно, что делать это на самом деле никто и не собирался. Приглашенные «практики» из милицейских структур, как охарактеризовал их Васильев, сразу же стали сравнивать «единичные» и хорошо раскрываемые преступления против мигрантов с «массовыми», которые приезжие иностранцы совершают против местных жителей. Такое направление беседе задал сам Васильев, приведший точные – до единиц – данные статистики. Получалось, что в прошлом году иностранцы были причастны к более чем 50 тыс. преступлений против граждан РФ, а те, в свою очередь, ответили приезжим почти 16 тыс. То есть разница в три с лишним раза, заметил глава комитета, а по убийствам – в два раза.

И.о. начальника департамента уголовного розыска МВД РФ Искандар Галимов тоже не стал скрывать данного соотношения, более того, добавил, что такая тенденция, судя по всему, выявится и в нынешнем году. Он, кстати, уточнил, что не только Киргизия жалуется на притеснение в России ее граждан, но и Азербайджан, и Таджикистан, и Узбекистан. Галимов дал понять: киргизским властям особо не надо волноваться, ведь большая часть преступлений, на которые они указывают, органами уже раскрыта или расследуется. При этом он многозначительно заметил: часть убийств происходит внутри самого киргизского землячества.

Высокопоставленный милиционер быстро перешел к внутрироссийской проблеме – активному росту экстремистских молодежных группировок. Из его слов следовало, что МВД этот процесс контролирует, но одновременно требует принять меры на законодательном уровне. Например, против бесконтрольности интернета или фактически ненаказуемого сейчас ношения в карманах холодного оружия. «Теперь чуть ли не у каждого подростка в кармане нож, читаешь сводки и – то тут кого-то порезали, то там, то просто горло перерезали», – посетовал гость из МВД, призвав вернуться к прежней практике более жесткого контроля над колюще-режущими предметами. Для чего поправить Уголовный кодекс.

Большая игра

С интернетом у МВД, как выяснилось, еще большие проблемы. Галимов сообщил, что органы обнаружили в сети деятелей, организующих так называемую «Большую игру». Это своего рода и флеш-моб, то есть запланированная акция в определенном месте, и, по его словам, пропаганда «правых идей и усиления белого сопротивления». Однако ничего сделать с теми, кто призывает молодежь устраивать силовые акции против приезжих, милиция не может: сайты совсем недавно зарегистрированы и в Малайзии, и в Панаме, и в Нидерландах, и в Чехии, но никак не в России. Свою беспомощность в борьбе с кибер-преступниками признали и руководитель МУРа, и глава угрозыска Санкт-Петербурга, хотя и похвалились тем, что их конкретная работа – аресты, обыски и даже простые беседы с молодежью – уже привела к тому, что в виртуальном пространстве экстремисты стали призывать друг друга к большей конспирации и отказу от насильственных действий.

Так что разговор то сворачивал на современные технологии, то возвращался к конкретным проблемам той или иной диаспоры. А то и вообще уходил в ностальгические – советские – дали, когда молодежь была под контролем и при деле, так что никакая пропаганда, кроме официальной, в ее головы не проникала.

Удивительно, кстати, что наибольшую тревогу собравшихся, прекрасно осведомленных о том, что на заседании комитета присутствует пресса, почему-то вызывало возможное разглашение СМИ информации о соотношении преступлений против иностранцев и иностранцами против граждан РФ. Один за другим выступающие говорили, что об этом не надо писать, поскольку это может вызвать дополнительное напряжение в обществе. Пока призывы звучали со стороны людей из МВД, это выглядело даже забавно – ведь разглашать статистику никто их за язык не тянул. Но когда о том же заговорил представитель МИДа, стало понятно, что мероприятию намеренно придали широкий характер. Судя по всему, усиленный акцент на нежелательности обнародования такой информации должен был заставить СМИ как раз о ней только и говорить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
598
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
963
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1481
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
1059

Другие новости