На заседании бюро партии «Яблоко», которое состоялось в минувшую пятницу, партийцев убеждали в необходимости диалога с авторитарной властью и отказа от радикальных акций. Неожиданно выяснилось, что старейшей демократической партии сегодня угрожает рейдерский захват со стороны опальных олигархов ельцинских времен.
Партия Григория Явлинского сегодня переживает не самые лучшие времена, столкнувшись с беспрецедентным давлением со стороны государства. Напомним: 2 марта был задержан один из лидеров питерского «Яблока» Максим Резник, которого обвинили в избиении милиционера. 24 марта арестовали председателя пензенских яблочников Олега Кочкина, подозреваемого в вымогательстве четырехкомнатной квартиры у губернатора Василия Бочкарева. 28 марта сотрудники правоохранительных органов пытались задержать на выходе из партийного офиса лидера московского «Молодежного «Яблока» Ивана Большакова, на которого ранее было заведено уголовное дело об избиении милиционера. Фактически в новом политическом сезоне власти принялись самостоятельно формировать имидж яблочников, превращая партию в нечто вроде преемника запрещенной НБП.
Выступая на заседании партийного бюро, Явлинский убеждал своих активистов не поддаваться на провокации и сохранять лицо партии. «Нужен диалог с авторитарной властью во всех допустимых политических формах, – отметил Явлинский, не так давно имевший продолжительную беседу с президентом Путиным. – Работать со страной можно только так: встречаться, обсуждать содержательные проблемы, выступать с альтернативными инициативами, настаивать на своем, при возможности участвовать в их практической реализации». «Быть оппозицией – это не значит ругаться и драться с милицией», – поддержал Явлинского его первый заместитель Сергей Иваненко, также ратуя за сохранение партийного достоинства.
Между тем выяснилось, что помимо государства у «Яблока» есть второй, не менее, а может, и более опасный враг. По словам зампреда Сергея Митрохина, сегодня против «Яблока» развернута настоящая война, и заказчиками ее является «группировка обиженных олигархов, которых отодвинули от власти другие, точно такие же, как они». «Первый раз попытка откровенного рейдерского захвата партии предпринималась в 2004 году, – рассказал Митрохин корреспонденту «НГ». – Фактически нам был выдвинут ультиматум, что мы должны продать им партию. Леонид Невзлин тогда устроил истерику в эфире некоторых радиостанций, заявив, что он нас накажет за неуступчивость». Соратник Явлинского полагает, что подходящим моментом стал 2008 год. «Нас снова призывают объединяться с этими олигархами в борьбе против Путина. Но смысл партии «Яблоко» с самого начала заключался в том, что она борется не только за демократию, но против олигархии».
Интересно, что о событиях четырехлетней давности и своей высокой миссии в «Яблоке» вспомнили после того, как в партии развернулась дискуссия по поводу реформирования ее структуры. Питерские яблочники во главе с Резником предложили ввести институт сопредседателей, а лидер «Молодежного «Яблока» Илья Яшин выдвинул свою кандидатуру на пост лидера партии, решив померяться силами с Явлинским. «Есть внутри партии люди, которые по своему неведению содействуют силам, стремящимся к рейдерскому захвату, – отмечает Митрохин. – Они просто не знают, что их используют, и делают это не со зла. Очевидно, что институт сопредседателей нужен для того, чтобы к нам пришли люди, контролируемые опальными олигархами». Разыграв «олигархическую карту», руководство «Яблока» в определенной мере обезопасило себя от бунта на корабле, который может произойти на июньском отчетно-перевыборном съезде партии. Теперь наиболее активным критикам стиля руководства Явлинского придется выступать в роли пособников олигархов.